Круглый стол: проектирование бестраншейного строительства по технологии ГНБ (ННБ) трудопроводов больших длин и диаметров

Проектирование бестраншейного строительства по технологии ГНБ/ННБ переходов трубопроводов больших длин и диаметров

Участники:

Ильнур Абдрахманов – руководитель сектора проектирования подземных переходов методом ННБ ООО «РН-БашНИПИнефть», г. Уфа.

Линар Головнин – руководитель сектора проектирования переходов методом ГНБ ООО «РН-БашНИПИнефть», г. Уфа.

Андрей Бесов – начальник проектного отдела ООО «СП ВИС-МОС», г. Ульяновск.

Карим Басыров – помощник главного инженера проектов ООО «Нефтегазспецстрой», г. Казань.

Азат Мирхалеев – главный специалист по подводным переходам магистральных нефтепроводводов АО «Гипротрубопровод», г. Москва.

Константин Куницкий – главный специалист отдела комплексной экспертизы Ханты-Мансийского филиала Главгосэкспертизы России.


Ольга Пшеницына – главный инженер проекта, отдел главных инженеров г. ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «ПермНИПИнефть», г. Пермь.

Дмитрий Щербаков – заместитель начальника управления инжиниринга бурения АO «Гипровостокнефть», г. Самара.

Алексей Субботин – главный специалист отдела проектирования подводных трубопроводов ООО «ВОЛГОГРАДНИПИМОРНЕФТЬ», г. Волгоград.

Андрей Шаманин – заместитель директора центра нормирования строительства скважин геофизических работ и ремонта технологического оборудования АО «Газпром промгаз», г. Москва

Проектирование по технологии ГНБ/ННБ переходов трубопроводов больших длин и диаметров регламентируется рядом нормативно-технических документов (НТД) федерального и отраслевого уровней. Назовите, пожалуйста, те, что вы наиболее часто используете в практической работе?*

Шаманин: СП 86.13330.2014, СП 36.13330.2012.

Бесов: Основные документы для наших специалистов: при проектировании переходов магистральных и промысловых трубопроводов – СТО НОСТРОЙ 2.27.17-2011; при проектировании переходов кабельных линий - СП 341.1325800.2017.

Также мы применяем ведомственную НТД ПАО «Транснефть» и ПАО «Газпром», осуществляя проектные работы по заказам этих компаний.

Субботин: Специалистами нашего института применяются регламенты федерального уровня: СП 341.1325800.2017, СТО НОСТРОЙ 2.27.17-2011.Отраслевые регламенты по проектированию переходов по технологии ГНБ/ННБ в настоящее время мы не используем.

Головнин, Абдрахманов: Наш институт проектирует в основном переходы промысловых трубопроводов. В связи с этим, основными нормативными документами для нас являются ГОСТ Р 55990-2014 и СП 284.1325800.2016. Для проектирования переходов магистральных трубопроводов используем СП 86.13330.2014. С точки зрения технологии ГНБ, ориентируемся на СТО НОСТРОЙ 2.27.17-2011 и СП 341.1325800.2017. При прохождении госэкпертизы в первую очередь наибольшее внимание уделяется промышленной безопасности проекта, поэтому при разработке проекта обязательно учитываются положения «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности».

Предприятия в периметре АО «НК «Роснефть» не используют в работе ведомственную НТД других госкомпаний. Однако в ближайшее время вступят в действие Методичекские Указания Компании по проектированию промысловых трубопроводов, прокладываемых с применением ГНБ/ННБ, которые будут нашим основным внутренним нормативным документом по разработке проектов по бестраншейному строительству промысловых трубопроводов.

Щербаков: При определении основных технологических проектных решений основополагающими документами являются Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», ГОСТ Р55990-2014, СП 36.13330.2012, СП 284.1325800.2016.

После определения базовых решений применяются отраслевые нормативные документы, регламентирующие более конкретные требования и рекомендации по проектированию переходов методом ГНБ/ННБ. К основным следует отнести СТО НОСТРОЙ 2.27.17 – 2011, СП 341.1325800.2017, ГОСТ 31448–2012. Решения, основанные на указанных документах, как правило, не вызывают противоречий среди всех участников проекта, будь то заказчик или подрядчик.

При проектировании мы используем нормативную документацию, понятную и практически используемую на всех этапах реализации проекта, которая акцептована всеми сторонами его реализации, в том числе и государственной экспертизой.

Куницкий: ФАУ «Главгосэкспертиза России» в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, в том числе федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Так в частности ст. 5 ФЗ № 384 от 30.12.2009 установлены перечни стандартов и сводов правил соблюдение требований, которых обеспечивается безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства и т.д. Ввиду того, что в перечнях, установленных частями 1 и 7 ст. 6 ФЗ № 384 отсутствуют требования в части проектирования бестраншейного строительства по технологии ГНБ/ННБ, но нормативно технические документы в этой области разработаны (например: СТО НОСТРОЙ 2.27.17-2011, СТН 51-4-92, СП 341.1325800.2017, СП 108-34-97 и т.д.) ФАУ «Главгосэкспертиза России» руководствуется в томчисле теми НТД, которые Застройщик отразил в задании на проектирование.

Мирхалеев: При проектировании переходов по технологии ГНБ/ННБ наши специалисты используют НТД как федерального уровня, так и отраслевую НТД. К первым относятся СП 86.13330.2014 изменениями 1,2, СП 36.13330.2012 с изменениями 1, 2, 3 ко вторым –отраслевые документы ПАО «Транснефть», регламентирующие порядок проектирование переходов ННБ РД-91.200.00-КТН-0226-20 и строительства РД-91.040.00-КТН-132-18.

Басыров: Используем в практической работе СП 341.1325800.2017, СП 284.1325800.2016, ГОСТ Р55990-2014, СП 36.13330.2012.

Многие из вас отметили использование СП 341.1325800.2017 и СТО НОСТРОЙ 2.27.17-2011. В чем, на ваш взгляд, их актуальность и востребованность в настоящее время? Какие разделы требуют актуализации?

Шаманин: Эти документы наши специалисты используют как справочные материалы, так как в настоящее время их области применения не распространяются на строительство магистральных трубопроводов.

Бесов: Да, указанные документы мы широко применяем при проектировании закрытых переходов методом ГНБ/ННБ. Современный уровень развития технологий требует постоянной актуализации нормативной базы.

Субботин: При проектировании переходов методом ГНБ/ННБ наш институт широко применяет данные документы как актуальные и востребованные. При этом считаем необходимым при актуализации СП 341.1325800.2017 дополнить его текст расчетом расстановки роликовых опор на этапе протягивания трубопровода в скважину, информацией об их типах и технических характеристиках, а также включить в текст документа методику расчета объемов образовавшегося в процессе производства работ бурового шлама. СТО НОСТРОЙ 2.27.17 – 2011 предлагаем актуализировать в соответствии с СП 341.1325800.2017.

Головнин, Абдрахманов: Применяем их при проектировании бестраншейного строительства трубопроводов различного назначения по технологии ГНБ/ННБ. Данные документы актуальны и востребованы по многим вопросам, относящимся к этой технологии подземного строительства.

Актуализация СП 341.1325800.2017 необходима с точки зрения расширения области применения для проектирования промысловых трубопроводов в нефтегазовой отрасли. Также считаем необходимым включить в состав Свода Правил раздел по методике расчета буровых отходов при ГНБ и раздел по утилизации отходов бурения.

Пшеницына: Наша организация занимается проектированием нефтяных и газовых месторождений, нефтегазопроводов, газопроводов и т. п. Однако область применения СП 341.1325800.2017, несмотря на его актуальность в вопросах технологии ГНБ, не распространяется на вышеуказанные трубопроводы. Таким образом, проектировать по данному нормативному документу мы не можем. В результате имеем нормативный вакуум, так как других норм на проектирование магистральных и промысловых трубопроводов методом ГНБ не существует.

Щербаков: Эти документы востребованы и широко используются при проектировании с целью выбора стандартных решений, принятых как отраслевые правила многими игроками на отечественном рынке ГНБ. Актуальность рекомендаций для проектирования, описанных в СТО НОСТРОЙ 2.27.17 – 2011 и СП 341.1325800.2017, не утрачена и по сей день. Эти стандарты проектирования важны в отрасли, так как являются основой технического регулирования. Они предлагают оптимальный путь реализации проектных решений, призванных достичь требуемого качества и безопасности проведения работ. Названные документы позволяют быстро принимать проектные решения, основанные на опыте и одобренные ассоциацией подрядчиков ГНБ/ННБ, что означает надёжность и безопасность при реализации проекта строительства. На этапе проектирования важно закладывать стандартные, универсальные решения, имеющие широкое применение в отрасли, так как крупный тираж и возможность применения широко масштабируемых технологий, оборудования и инструментов значительно снижает их стоимость для потребителя.

Куницкий: В случае, если застройщиком в задании на проектирование установлено требование по проектированию и строительству переходов трубопроводов по технологии ГНБ/ННБ на основании требований СП 341.1325800.2017 или СТО НОСТРОЙ 2.27.17-2011, то экспертная оценка проектной документации осуществляется, в том числе, и на эту НТД. Также стоит отметить, что при выборе НТД на основании, которой будет осуществляться проектирование и строительство переходов трубопроводов по технологии ГНБ/ННБ следует учитывать область их применения. Так, в частности, согласно пункту1.1 СП 341.1325800.2017, область его применения в настоящее время ограничена следующими объектами: наружные сети водоснабжения, водоотведения; тепловые сети; кабельные линии электроснабжения, связи и телекоммуникаций; сети газораспределения на территориях населенных пунктов и так далее. Кроме этого, согласно пункту 1.2, требования СП 341.1325800.2017 не распространяются на проектирование трубопроводов в соответствии с СП 36.13330.2012.

Мирхалеев: В связи с тем, что положения СП 341.1325800.2017 не распространяются на магистральные трубопроводы, наши специалисты не руководствуются положениями данного СП в своей работе, так как имеются специализированные (для МН) нормативные документы отраслевого и федерального уровня, закрывающие потребность в полном объеме.

Басыров: Наши специалисты постоянно используют СП 341.1325800.2017 и СТО НОСТРОЙ 2.27.17-2011 в своей практической работе по проектированию бестраншейного строительства переходов трубопроводов различного назначения по технологии ГНБ/ННБ. На наш взгляд, это лучшие на сегодняшний день документы, регламентирующие проектирование, производство, контроль качества и приемку работ по прокладке подземных коммуникаций горизонтальным направленным бурением.

Наряду с этим ряд положений СП 341.1325800.2017 требует актуализации. Например, определение минимального значения силы тяги буровой установки. В действующем тексте СП прописан слишком большой шаг длин проходки и диаметров бурового канала, что в ряде практически актуальных ситуаций приводит к завышению, либо занижению значений силы тяги буровой установки для конкретного объекта.

Инженерные геологические изыскания (ИГИ) – фундаментальная основа качественного проекта ГНБ. К сожалению, сегодня это одно из наиболее проблемных звеньев в проектах ГНБ. Как эти вопросы решаются в вашей компании? Что вы рекомендуете для повышения качества и эффективности работ в этом сегменте?

Шаманин: В каждом конкретном случае заказчик строительства должен находить баланс между объемом инженерных изысканий (ИИ), который напрямую влияет на стоимость строительства, и возможными рисками при производстве работ. Объем ИИ определяется на этапе предпроектной проработки при технико-экономическом обосновании выбора метода строительства в зависимости от длины, диаметра перехода и предварительной оценки горно-геологических условий.

Бесов: Да, готовы согласиться, результаты ИГИ часто вызывают множество вопросов. «СП ВИС-МОС», выступая как генпроектировщик закрытых переходов методом ГНБ/ННБ, выбирает только проверенных подрядчиков для выполнения ИИ.

В случае строительства закрытого перехода методом ГНБ/ННБ по проекту заказчика, при возникновении нештатных или аварийных ситуаций выполняются проверочные локальные геологические изыскания, для определения фактических грунтовых условий по трассе бурения.

Субботин: Основной путь повышения качества ИГИ – организация работ по принципу «изыскания – проектирование – строительство». Такая система позволит уже на начальном этапе контролировать качество выполнения ИИ, а не как это происходит сейчас – после завершения всего комплекса работ по изысканиям и передачи отчетов в организации по проектированию и строительству. Кроме этого, этот принцип позволит корректировать программу ИИ, как пример – возможность изменения створа перехода на стадии инженерных изысканий, увеличение количества скважин и их глубины и т. д.

В настоящее время в нашей организации принята следующая стандартная практика: после тендерных процедур в адрес института заказчиком объекта передается заключительный отчет комплекса ИИ. Вследствие этого зачастую возникает необходимость в проведении дополнительных работ по ИИ в основном из-за корректировки планово-высотного положения проектируемого трубопровода.

Головнин, Абдрахманов: ИГИ выполняются в полном объеме, регламентируемом соответствующей НТД. Перед проведением ИГИ необходима тщательная отработка основных проектных решений для составления корректного технического задания на ИГИ, а именно предварительный расчет профиля трассы ГНБ и, как следствие этого, актуальной глубины геологических скважин. На наш взгляд, это фундаментальная основа качественного выполнения проекта ГНБ/ННБ в целом.

Пшеницына: При выполнении проекта в задание на выполнение ИИ включаются обязательные дополнительные требования к выполнению изысканий с учетом требований СТО НОСТРОЙ 2.27.17-2011.

Анализ проектов прошлых лет показал, что для получения более качественных результатов ИГИ на участках ГНБ/ННБ необходима максимальна детальная проработка задания на их выполнение. В задании на ИГИ проектировщику необходимо устанавливать конкретные дополнительные требования к их выполнению на участке перехода, включающие, в том числе план участка с указанием точек входа и выхода прокладываемого трубопровода и указанием мест бурения инженерно-геологических скважин. Шаг между скважинами должен обеспечивать максимально подробное и детальное описание геологического разреза. В задании также обязательно должна быть установлена требуемая глубина бурения инженерно-геологических скважин на участке перехода.

Щербаков: Мы делаем проектную документацию на основании выполненных инженерных изысканий в соответствии с СП 446.1325800.2019. На этапе проектирования не возникает проблем, если геологические данные по грунтам получены в строгом соответствии со сводом правил. В АО «Гипровостокнефть» имеется собственное подразделение по инженерным изысканиям, которое выполняет полный комплекс инженерных изысканий, обеспечивающих получение объективных данных о грунтовых условиях, гидрологических режимах и ряде других важных исходных данных для строительства.

Тесная работа проектировщиков и изыскателей позволяет создать мультидисциплинарную группу – технологи ГНБ, геологи, гидрологи, которые соединяют свои компетенции в мощный инструмент по решению любых технологических вызовов. Требования к изысканиям в части повышения качества проектирования ГНБ/ННБ необходимо расширять, внедряя их в СП 446.1325800.2019, так как именно этот документ предназначен для стандартизации и регулирования качества проведения изыскательских работ.

Куницкий: Наши специалисты осуществляют оценку результатов инженерных изысканий, в том числе на соответствие проектной документации результатам ИИ. Достаточность и полнота ИГИ являются ключевыми факторами, определяющими проектные решения по строительству переходов трубопроводов по технологии ГНБ/ННБ. Стоит отметить, что нормативно технические документы в области проектирования бестраншейного строительства по технологии ГНБ/ННБ переходов трубопроводов также содержат требования по выполнению проектных работ на основании результатов инженерно-геологических изысканий.

Мирхалеев: В системе ПАО «Транснефть» тщательно относятся к объему и качеству инженерных геологических изысканий, разработан ряд отраслевых НД определяющих, в том числе объемы изысканий для МН.

Басыров: Наш проектный отдел работает в составе компании – подрядчика ГНБ, и мы четко понимаем, что некачественно проведенные ИГИ непременно станут основанием для некорректного выбора комплекса ГНБ, ошибок в выборе породоразрушающего инструмента, неверного подбора состава и рецептуры бурового раствора и т.д. и т.п. Все вышеперечисленное, несомненно, приведет к дополнительным рискам на стадии реализации проекта, увеличению реальных затрат подрядчика ГНБ, возникновению аварийных ситуаций. Таким образом, проведение ИГИ в строгом соответствии с регламентирующими положениями действующей НТД по этим вопросам мы считаем важнейшим фактором успешной реализации проекта ГНБ в целом. Для повышения эффективности этих работ мы практикуем совместные совещания с исполнителями ИГИ, как с целью уточнения и детализации планов их проведения, так и после их завершения и получения результатов.

Многие проекты ГНБ/ННБ, в том числе технически сложные и уникальные, не содержат в своем составе обоснования выбора компонентов и специального раздела с конкретной программой по буровым растворам. Правильно ли это? Какими нормативными документами регламентируются эти работы?

Шаманин: Неправильно. Проект по строительству методом ГНБ/ННБ может не содержать всех разделов, предусмотренных 87-м Постановлением Правительства, но обязательно должен содержать технологический раздел с режимами бурения и параметрами бурового раствора в различных типах грунтов, компоновки низа буровой колонны, гидравлической программой промывки. Регламентирует этот раздел проектной документации на строительство методом ГНБ/ННБ СП 341.1325800.2017.

Бесов: На наш взгляд, программа по буровым растворам должна разрабатываться подрядчиком по бурению и входить в состав проекта производства работ (ППР). Только практический опыт строительства переходов может подсказать уникальную рецептуру для каждого конкретного перехода. При этом в процессе производства работ она может меняться на разных этапах строительства в зависимости от множества динамично меняющихся факторов.

Субботин: Специалисты нашего института считают, что специальный раздел с конкретной программой по буровым растворам и обоснованием выбора компонентов должен разрабатываться в составе ППР. Работы по данному вопросу в настоящее время специалисты института не проводят.

Головнин, Абдрахманов: В наших проектах обозначаются рекомендуемые параметры бурового раствора, при этом окончательная детализация рецептуры в виде конкретной программы по буровым растворам прописывается в ППР. Согласно закону о закупочной деятельности, мы не вправе указывать конкретные торговые марки компонентов или их производителя.

Мирхалеев: Вопрос выбора конкретного состава бурового раствора является очень сложным. С целью ограничения конкурентной закупки мы не ограничиваем выбор, а предъявляем критерии качества к выполняемым работам и контролируем на каждом этапе. Подрядчик вправе сам определять состав бурового раствора и применяемого технологического оборудования. Проектировщики на стадии проектирования рассчитывают в проекте достаточное количество бентонита и полимеров (добавок). Таким образом, мы учитываем общее количество компонентов бурового раствора в проекте, а подрядчик, в свою очередь, определяет под каждый объект конкретные пропорции бентонита и полимеров. Данный принцип считаем оптимальным. и правильным.

Басыров: На сегодняшний день нет универсальных компонентов, также, как и нет универсальных грунтовых и технических условий бестраншейного строительства по технологии ГНБ/ННБ. Каждый проект требует индивидуального подхода, особенно технически сложные и уникальные переходы больших длин и диаметров, равно, как и реализуемые строительством в экстремальных природно-климатических и геологических условиях. Поэтому, каждый проект, на наш взгляд, должен иметь в своем составе раздел с программой бурового раствора с детализированным расчетом количества компонентов бурового раствора на каждый из этапов строительства (пилотное бурение, расширение и т. д.). При этом помимо рецептуры и общего количества компонентов программа бурового раствора должна содержать в себе режимы работы насоса высокого давления (НВД) и скорости бурения на каждом этапе. Без учета этих параметров расчетные значения общего количества компонентов, необходимых для реализации проекта, будут значительно отличаться от фактических. Детализированная методика расчета компонентов бурового раствора, содержащаяся в СП 341.1325800.2017, позволяет с необходимой точностью производить расчеты для программы бурового раствора.

Ужесточение экологических требований к строительству трубопроводов в целом и к бестраншейному строительству их переходов, в частности, делают актуальными вопросы корректной утилизации бурового шлама. Как это отражается в проектах, разрабатываемых вашей организацией? Какие регламентирующие документы вы используете для этого?

Шаманин: Проектной документацией предусматривается утилизация бурового шлама специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию.

Бесов: Основным отходом, образующимся при производстве работ методом ГНБ/ННБ, является буровой шлам IV-го (ФККО 81112312394) и V-го (ФККО 81112312395) классов опасности для окружающей среды. В наших проектах в процессе производства работ предусматривается накопление бурового шлама во временных амбарах с применением мероприятий для защиты окружающей среды и последующая его утилизация на специализированных полигонах.

Субботин: При проектировании мы предлагаем следующие решения по образующимся отходам бурения:

  • вывоз отходов с площадки строительства и их утилизация на полигонах, имеющих лицензии на сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов IV класса;
  • получение из бурового шлама строительного песка (прямо на месте производства работ с помощью комплекса по переработке отходов бурения) и дальнейшее его применение для строительства подъездных дорог и площадок для обслуживания трубопроводов.

Основной регламентирующий документ по этим вопросам – ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Головнин, Абдрахманов: На данный момент все отходы бурения, образующиеся в процессе строительства перехода методом ГНБ/ННБ, вывозятся на спецполигон для дальнейшей утилизации.

Пшеницына: В выполняемой институтом проектной документации на строительство переходов трубопроводов методом ГНБ/ННБ, используются буровые растворы на водной основе без добавления токсичных веществ. Выбуренный шлам не содержит солей и других опасных для окружающей среды веществ. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), выбуренный шлам относится к 5 классу отходов (шламы буровые при горизонтальном, наклонно-направленном бурении с применением глинистого раствора на водной основе практически неопасные, код ФККО8 11 123 12 39 5. По мере накопления при выполнении СМР он вывозится на полигон размещения отходов. Вопросы подготовки буровых шламов для использования в виде вторичного сырья в наших проектах не решаются.

Мирхалеев: ПАО «Транснефть» неукоснительно выполняет требования всех отраслевых и федеральных норм по экологии и строительству. В наших проектах всегда рассчитываются объемы по утилизации отработанного бурового раствора.

Басыров: Базовое решение по утилизации бурового шлама – его передача специализированным компаниям, имеющих лицензии на соответствующий вид деятельности. Основным документом, регламентирующим обращение с буровыми отходами в ГНБ/ННБ, является СП 341.1325800.2017. Однако, данный раздел недостаточно четко регламентирует вопросы обращения с отходами бурения в ГНБ, и мы надеемся, что при актуализации документа этот пробел будет устранен.

Проектирование и реализация проектов по технологии ГНБ/ННБ должны обеспечивать максимально возможную экологическую безопасность их строительства и дальнейшей эксплуатации. Каковы современные требования к проектировщикам и подрядчикам ГНБ по этим вопросам?

Шаманин: Обеспечение максимально возможной экологической безопасности чаще всего требует максимума финансовых затрат. Практика показывает, что в пределах, установленных законодательством, заказчик решает, готов ли он понести большие затраты при строительстве и снизить эксплуатационные риски, либо снизить капитальные затраты и в будущем принять на себя возросшие эксплуатационные риски. Задача подрядчика – следовать проектным решениям и действующим нормативным документам по этим вопросам.

Бесов: Применение технологии ГНБ/ННБ при строительстве подводных переходов минимизирует отрицательное воздействие на экологию места производства работ относительно традиционных траншейных методов строительства. Это одно из преимуществ метода ГНБ/ННБ. Современный курс на защиту окружающей среды должен в перспективе привести к отказу от строительства подводных переходов траншейными методами в случаях, когда их возможно построить методом ГНБ/ННБ или другими бестраншейными способами.

Субботин: Основные требования к подрядной организации при строительстве переходов методом ГНБ/ННБ по экологической безопасности – это:

  • предотвращение и устранение последствий несанкционированного выхода бурового раствора;
  • сохранение вечномерзлых грунтов в мерзлом состоянии;
  • хранение и утилизация буровых расходов.

О каких-то других дополнительных ограничениях специалистам института неизвестно.

Головнин, Абдрахманов: Эти вопросы детально прописаны в действующей НТД федерального и отраслевого уровней. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить вопросам утилизации отходов бурения и производству работ в водоохранных зонах водных объектов.

Щербаков: При проектировании мы выполняем все мероприятия, направленные на предотвращение загрязнения почв, водоёмов, рек и чувствительных к воздействию объектов экосистемы. На технологических площадках предусматриваются необходимые защитные меры. В ходе проектирования учитываются все источники воздействия с целью прогноза выбросов в атмосферу с последующим расчётом ущерба и его компенсацией. Образовавшиеся отходы ГНБ/ННБ подлежат переработке и утилизации принятой для проекта технологией. В рамках проектирования не указывается конкретная технология утилизации, так как на этапе проектирования нет конкретного подрядчика. В ходе проведения тендера может быть выбрана компания, имеющая необходимые лицензии, технологии и оборудования.

Мирхалеев: Вопросы экологической безопасности являются неотъемлемой составной частью нормативных документов, используемых нами при проектировании переходов ГНБ/ННБ и, как следствие этого, всех наших проектных решений. Наши проекты всегда успешно проходят экспертизу объектов в ФАУ «Главгосэкспертиза России», что подтверждает высокий уровень экологической безопасности проектных решений.

Действующие нормативные требования к изоляции трубопроводов, прокладываемых по технологии ГНБ/ННБ, далеко не всегда способны обеспечить целостность изоляционного покрытия. Не кажется ли вам, что назрела необходимость нормативного увеличения толщины изоляционного покрытия таких трубопроводов или использования иных способов защиты изоляции?

Шаманин: При соответствующих грунтовых условиях требуется применять дополнительное защитное покрытие типа «Кольчуга» или ему подобное. Использование обетонированных труб при бестраншейном строительстве создает дополнительные риски заклинивания в скважине из-за повышенной жесткости на изгиб, хотя в ряде случаев, при соответствующем обосновании, обетонированные трубы могут эффективно использоваться.

Бесов: При протаскивании трубопровода в скважину в сложных геологических условиях всегда существует риск повредить изоляцию. Как правило, это изоляция из слоя экструдированного полиэтилена. Увеличение толщины покрытия, на наш взгляд, не даст особого результата так как не изменится его стойкость к повреждению. А применение других защитных покрытий, имеющих большую стойкость и прочность, судя по нашему опыту, могут значительно увеличить радиуса изгиба всего трубопровода, что отрицательно сказывается на тяговых усилиях при протаскивании и увеличивает риски аварийных ситуаций.

Наиболее эффективной защитой изоляционного покрытия рабочего трубопровода служит защитный футляр, выполненный из трубы большего диаметра. Все остальные способы решения этой задачи являются полумерами и не дают гарантий. К тому же применение защитного футляра в перспективе приводит к быстрой и дешёвой замене рабочей трубы при её ремонте.

Работу по поиску и апробированию новых изоляционных покрытий нужно продолжать, изучать опыт коллег, в том числе и зарубежных.

Субботин: В сложных геологических условиях предлагаем на нормативной основе применение дополнительной защиты изоляционного покрытия трубопроводов, прокладываемых методом ГНБ/ННБ, без увеличения толщины покрытия. Нам известны две технологии нанесения дополнительной защиты изоляционного покрытия для трубопроводов, прокладываемых по технологии ГНБ/ННБ:

  • наружное защитное бетонное покрытие (НЗБ покрытие) – наносится методом «набрызга»;
  • защитное покрытие – «ЗУБ-КОМПОЗИТ». Многослойная конструкция «труба в трубе»: на трубу по коаксиальной схеме устанавливается оцинкованная оболочка. В межтрубное пространство заканчивается цементно-песчано-полимерная смесь с фиброй.

Головнин, Абдрахманов: Все переходы рабочих трубопроводов, проектируемые нашим институтом по технологии ГНБ/ННБ, выполняются в защитных футлярах согласно требованиям НТД. Требования к наружным покрытиям стальных трубопроводов, прокладываемых методом ГНБ/ННБ, рекомендуем использовать согласно ГОСТ 31448-2012.

Мирхалеев: Обеспечение сохранности изоляции уложенного по технологии ГНБ/ННБ трубопровода – весьма актуальная задача. При протягивании дюкера в скважину его изоляция подвергается в той или иной степени сдвигу, продавливанию и истиранию. В настоящее время для снижения рисков ее повреждения используется покрытие специального исполнения с увеличенной на 0,2–0,5 мм (в зависимости от диаметра труб) толщиной изоляции по сравнению с заводским покрытием стандартного исполнения.

Однако, как показывает практика, этого далеко не всегда бывает достаточно. При актуализации отраслевых норм внесен пункт, что в зависимости от типа грунтов предусматривается увеличение толщины изоляции до 10 мм включительно.

Вопрос дополнительной защиты изоляции трубопровода сложный, и зачастую очень дорогостоящий. Стоит отметить, что применение дополнительной защиты может иметь как положительный, так и отрицательный эффект. Например, если рассматривать такую защиту как обетонирование трубы, то она придает дополнительную жесткость трубопроводу на изгиб, которая может создать сложности при протаскивании в скважину.

Ценообразование бестраншейного строительства подземных коммуникаций по технологии ГНБ/ННБ – важнейший параметр и для заказчиков, и для подрядчиков работ. На основании каких документов у вас осуществляются эти расчеты?

Шаманин: На основании сметно-нормативной базы ПАО «Газпром», в некоторых случаях используются ГЭСН. Федеральные нормы (применительно к методу ГНБ/ННБ) не в полной мере отражают специфику строительства трубопроводов большого диаметра, имеют ряд ограничений, не позволяющих в настоящее время нам применять их для сметных расчетов бестраншейного строительства магистральных газопроводов.

Бесов: Мы определяем (формируем) стоимость бестраншейного строительства подземных коммуникаций по технологии ГНБ/ННБ на основе федеральных расценок (Приказ МинстрояРоссии от 14 ноября 2017 года, введен в действие с 15 мая 2018 года).

Субботин: Сметные расчеты на производство работ по технологии ГНБ/ННБ в нашем институте производятся на основании ведомостей работ по ГЭСН 81-02-04-2020 «Сборник 4 Скважины», введенному в действие приказом № 871/пр от 26 декабря 2019 г с учетом дополнений и изменений, которые включают в себя следующие расценки: ГЭСН04-01-079-01..04 Монтаж установки ГНБ, ГЭСН04-01-080-01..04 Демонтаж установки ГНБ, ГЭСН04-01-081….087-01 Устройство закрытого подземного перехода методом ГНБ.

Головнин, Абдрахманов: Федеральные расценки. Действующая база.

Мирхалеев: Определение сметной стоимости строительства по технологии ГНБ переходов нефтепроводов делается на основе государственных методик: Приказ Минстроя России от 04.09.2019 № 521/пр, Приказ Минстроя России от 04.09.2019 № 519/пр, Приказ Минстроя России от 04.09.2019 № 507/пр.СНБ 2020 с изм.1-7 (ГЭСН 2020, ФЕР 2020) ОМДС-2001-ТН-2. Важность этого вопроса подтверждается разработанными в проектном институте рядом стандартов организации, а именно: СТО-213-ГТП-322-15, М-412-ГТП-15-20.

Басыров: Определение стоимости работ осуществляется в соответствии с требованиями того или иного заказчика и его принадлежностью к определенной отрасли, и самое главное, в зависимости от источников финансирования объекта. Если объект финансируется за счет средств бюджетов различных уровней, то мы используем только те нормативы, которые включены в Федеральный реестр сметных нормативов, а именно нормы и расценки из Сборника №4 «Скважины» – ГЭСН/ФЕР 04-01-079- 04-01-087.

Последние десятилетия в мире широко практикуется организация работ в области крупных трубопроводных проектов по принципу «изыскания – проектирование –строительство». Ваша точка зрения по этому вопросу.

Шаманин: В ПАО «Газпром» реализуются ЕРС контракты, в том числе в области метода ГНБ/ННБ. Подобная система является эффективной только при наличии достаточного количества организаций, обладающих необходимыми компетенциями и экономической базой. В настоящее время подавляющее большинство таких фирм имеют зарубежную юрисдикцию. Для «выращивания» отечественных компаний нужны меры государственной поддержки и протекционизма.

Бесов: «СП ВИС-МОС» выполняет полный комплекс работ по технологии ГНБ/ННБ, включающих изыскания, проектирование и строительство. Широкому внедрению этой системы в России мешает то, что крупные заказчики в большинстве своем имеют на балансе собственные проектные организации, которые выступают в роли генпроектировщика. Генпроектировщик, проектируя линейный объект, не выделяет переходы ГНБ/ННБ в отдельный раздел, выполняя их, как правило, на недостаточном уровне детализации. В современных условиях применение принципа «изыскания – проектирование – строительство» в технологии ГНБ/ННБ возможно только при выполнении капитальных и аварийных ремонтов закрытых переходов.

Субботин: С нашей точки зрения основными причинами задержки внедрения данной практики трубопроводного строительства в России являются:

  • отсутствие или малое количество компаний, имеющих право проводить весь комплекс работ по строительству трубопроводов, включая выполнение инженерных изысканий,проектирование и сопровождение проекта на государственной и экологической экспертизе. Поэтому заказчики привлекают различные подрядные организации на выполнение каждого этапа работ после тендерного конкурса;
  • проведение тендерных конкурсов на проектирование после выполнения комплекса работ поинженерным изысканиям с составлением отчетов. Теряется связь «изыскания – проектирование»;
  • проведение тендерных конкурсов на строительные работы после завершения работ по проектированию и получению заключения экспертиз. Теряется связь «проектирование - строительство».

На объектахморских сооружений ПАО «ЛУКОЙЛ» существует практика – строительный подрядчик самостоятельно или с привлечением субподрядной организации разрабатываетрабочую документацию на строительство. Наш институт неоднократно привлекался кразработке рабочей документации подрядными организациями по строительству морских сооружений, т. е. по принципу «проектирование – строительство».

Головнин, Абдрахманов: На данный момент в «Роснефти» организация работ в области крупных трубопроводных проектов осуществляется по принципу «изыскания – проектирование – строительство».

Мирхалеев: Да, такой принцип является одним из оптимальных, он снижает количество замечаний со стороны подрядчика при производстве работ. Однако в системе ПАО «Транснефть» отсутствуют подрядные организации и, соответственно, данный принцип невозможно реализовать в полной мере. Изыскания и проектирование проводятся своими силами.

Ряд ведущих отечественных предприятий-подрядчиков ГНБ имеют в своем составе проектные подразделения, укомплектованные в том числе и специалистами с большим практическим опытом проектирования и бестраншейного подземного строительства по технологии ГНБ. Считаете ли вы целесообразным их привлечение к проектированию переходов ГНБ?

Шаманин: Привлечение персонала подрядчика для проектирования, на наш взгляд, нецелесообразно по ряду причин:

  • конкурсные процедуры отбора подрядчика чаще всего производятся после завершения проектирования, нет гарантий, что подрядчик, привлеченный к проектным работам, выиграет конкурс. Предложенные подрядчиком проектные решения будут базироваться на материально-техническом оснащении, опыте работы и предпочтениях своего предприятия. При выигрыше конкурсных процедур другим предприятием, возможно, будут необходимы корректировки проектной документации;
  • проектные решения, предлагаемые подрядчиком, как правило, будут направлены на максимальное снижение рисков подрядчика и увеличение его прибыли, что не всегда выгодно заказчику.

Лучший вариант – привлечение независимого проектировщика. Он разработает проектную документацию в полном объеме, примет на себя часть рисков и обеспечит авторский надзор при строительстве, в рамках которого будут рассмотрены все предложения подрядчика, среди которых, возможно, будут полезные для всех сторон процесса, и обеспечит оперативную корректировку проектной документации. Сильный независимый проектировщик с наибольшей вероятностью обеспечит баланс интересов заказчика и подрядчика. Но остается открытым вопрос о наличии достаточного количества сильных независимых игроков на рынке проектных работ.

Бесов: Существующий уровень требований к разработке проектной документации для строительства переходов ГНБ/ННБ позволяет генпроектировщикам не привлекать специалистов-практиков и выполнить документацию в минимальном объеме, необходимом для прохождения экспертизы. Тот факт, что по данной документации весьма проблематично, а в ряде ситуаций попросту невозможно, построить переход, их в большей части не волнует.

Безусловно, привлечение к проектированию переходов ГНБ/ННБ специалистов-практиков из проектных подразделений предприятий-подрядчиков ГНБ/ННБ существенно повысит качество проектирования и избавит всех участников процесса от большинства ошибок.

Субботин: Мы считаем целесообразным привлекать к проектированию технически сложных переходов ГНБ специалистов-практиков из проектных подразделений предприятий-подрядчиков ГНБ, начиная с начальных этапов этих работ. Для этого может заключаться договор с проектной организацией на субподрядные работы по специальным разделам технологии ГНБ/ННБ. Также возможно и привлечение отдельных специалистов по трудовому соглашению на взаимовыгодных условиях.

Головнин, Абдрахманов: Проектирование бестраншейного строительства переходов по технологии ГНБ/ННБ ведется в соответствии с требованиями действующей НТД в этой области. Привлечение специалистов-практиков считаем целесообразным на этапе разработки/актуализации НТД в области ГНБ/ННБ.

Пшеницына: По специальным разделам технологии ГНБ мы практикуем привлечение специализированных субпроектировщиков.

Куницкий: Выполнение работ по проектированию и строительству объектов капитальногостроительства не входит в компетенции ФАУ «Главгосэкспертиза России». Однако считаем необходимым отметить, что согласно требованиям Градостроительного кодекса России, ответственность за безопасность зданий и сооружений, в первую очередь несет застройщик. Привлечение специалистов-профессионалов соответствующих узких компетенций приводит к значительному увеличению качества проектной документации и минимизации рисков.

Мирхалеев: АО «Гипротрубопровод» уделяет большое внимание кадровому составу, особый интерес представляют специалисты, имеющие практический опыт в строительстве и проектировании. У нас создана служба главных специалистов, которая в рамках выполнения проектных работ совместно с проектировщиками определяет основные технические решения по объектам строительства объектов ПАО «Транснефть». В частности, направление ГНБ/ННБ курирует специалист с 18-летним опытом в области строительства подобных объектов.

Басыров: Безусловно, целесообразно. Эти специалисты, имея большой практический опыт реальной производственной деятельности, в том числе и в нестандартных условиях, могут еще на начальных этапах проектирования минимизировать риски реализации проекта, которые в дальнейшем могут привести к авариям, финансовым и экологическим проблемам.

В МАС ГНБ создана экспертная группа. В ее составе работают представители проектных и подрядных организаций со значительным практическим опытом проектирования и строительства по технологии ГНБ/ННБ, разработки отраслевой нормативно-технической документации и федеральной системы ценообразования этих работ. Как вы оцениваете актуальность и практическую реализуемость независимой оценки разработанных проектных решений экспертами – практиками в области техники и технологии ГНБ?

Шаманин: Независимая экспертиза проектной документации сложных объектов в ряде случаев безусловно нужна. Это повысит вероятность успешного завершения работ. Нужна более широкая рекламная кампания, которую нужно проводить не только среди проектировщиков, а в первую очередь среди заказчиков строительства.

Бесов: Оценка разработанных проектных решений экспертами-практиками, безусловно, актуальна. Такая экспертиза может как предотвратить аварийные ситуации, так и послужить веским доводом в дискуссиях между проектировщиками и строителями переходов по технологии ГНБ/ННБ.

Субботин: По нашему мнению, практическую реализуемость независимой экспертизы разработанных проектных решений экспертами-практиками в области техники и технологии ГНБ/ННБ необходимо решать не с проектными организациями, а с заказчиком строительства. Покрытие затрат на проведение экспертиз осуществляет заказчик, следовательно, он и определяет необходимость в дополнительной экспертизе. Считаем, что оценка проектных решений предпочтительна на этапе проведения экспертизы заказчика с привлечением к экспертизе специалистов МАС ГНБ.

Головнин, Абдрахманов: Экспертная группа – необходимый инструмент для оценки качества, как принятых проектных решений, так и оценки действий порядных организаций по СМР на объектах, реализуемых по технологии ГНБ/ННБ.

Мирхалеев: В АО «Гипротрубопровод» уделяют большое внимание качеству выпускаемых проектов. Для этого создано управление экспертизы проектной документации. Таким образом, 100% выпускаемых Институтом проектов проходят внутреннюю экспертизу, а по объектам строительства и реконструкции опасных производственных объектов проектная документация проходит экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза России». Дополнительно по ответственным сооружениям проводится научно-техническое сопровождение в экспертных организациях. По этим вопросам мы сотрудничаем с внешними специализированными организациями.

Басыров: Независимая профессиональная оценка специалистов-практиков, на наш взгляд, необходима и актуальна на всех этапах от ИГИ до реализации проекта строительством.

Мониторинг российского рынка ГНБ, который проводит МАС ГНБ в течение последних 15 лет, показывает, что руководители предприятий-подрядчиков ГНБ/ННБ весьма критично оценивают результаты работ по проектированию переходов, а их качество по 5-балльной шкале оценивают всего лишь в 3,9 балла. Какие действия, на ваш взгляд, необходимо предпринять для исправления ситуации?

Шаманин: Согласен с мнением подрядчиков. Для исправления ситуации нужно повышать профессиональный уровень проектировщиков. Залогом успешного завершения проекта является ТЗ, составленное с учетом особенностей объекта строительства, и технико-экономическое обоснование выбора метода строительства, которое на начальном этапе позволит принять обоснованные решения с учетом всех рисков. Свою часть ответственности за качество проектных работ должен принять на себя и заказчик строительства.

Бесов: Изменение оценки качества проектов переходов ГНБ в ситуации, когда проектированием переходов занимается генпроектировщик, не привлекая узкоспециализированных специалистов по технологии ГНБ/ННБ (субподрядчиков) невозможно. Мы предлагаем свои услуги, как в роли субподрядчика по проектированию переходов, так и в качестве консультанта.

Субботин: Такая ситуация сложилась не только на рынке ГНБ, а во всем трубопроводном секторе строительства. Возможно, переход на работу по схеме «изыскания – проектирование – строительство» исправит эту тенденцию. Для повышения квалификации специалисты института по возможности участвуют в учебных семинарах в области ГНБ. При проектировании технически сложных объектов ГНБ наши специалисты консультируются со сторонними экспертами, в том числе и со специалистами подрядных организаций.

Головнин, Абдрахманов: На базе ООО «РН-БашНИПИнефть» создан Центр компетенций по технологии ГНБ/ННБ в периметре ПАО «НК «Роснефть», который занимается разработкой сложно-реализуемых проектов ГНБ, а также оценкой качества выполненных проектов субподрядными организациями. При этом ведется постоянный анализ строящихся переходов на предмет соблюдения проектных решений.

Мирхалеев:. Наша организация не ознакомлена с данным рейтингом и с его количественными критериями, поэтому мы не можем прокомментировать данный вопрос.

Басыров: При работе с проектом очень важна профессиональная подготовка исполнителей, а также наличие необходимых знаний. Для этого необходимо иметь не только базовое образование, но и дополнительные профессиональныезнания в области ГНБ/ННБ, включая повышение квалификации.

Библиография

  • СП 86.13330.2014. Магистральные трубопроводы.
  • СП 36.13330.2012. Магистральные трубопроводы.
  • СТО НОСТРОЙ 2.27.17-2011. Прокладка подземных инженерных коммуникаций методом горизонтального направленного бурения.
  • СП 341.1325800.2017. Подземные инженерные коммуникации. Прокладка горизонтальным направленным бурением.
  • СП 284.1325800.2016. Трубопроводы промысловые для нефти и газа. Правила проектирования и производства работ.
  • Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности. Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности.
  • РД-91.040.00-КТН-132-18. Строительство подводных переходов магистральных трубопроводов. Требования к организации и выполнению.
  • РД-91.200.00-КТН-0226-20. Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия методом наклонно-направленного бурения.
  • СТН 51-4-92. Строительство подводных переходов трубопроводов бестраншейным способом.
  • СП 108-34-97. Сооружения подводных переходов.
  • СП 446.1325800.2019. Инженерно-геологические изыскания для строительства. Общие правила производства работ.
  • ГОСТ 31448-2012. Трубы стальные с защитными наружными покрытиями для магистральных газонефтепроводов. Технические условия.
  • ОМДС-2001-ТН-2. Методика определения стоимости строительства объектов магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.
  • СТО-213-ГТП-322-15. Порядок формирования, ведения и использования электронного реестра расценок, используемых применительно при составлении сметной документации.
  • ГЭСН-2020. Сметные нормы на строительные и специальные строительные работы.
  • ФЭР 2020. Федеральные единичные расценки на строительные работы.
  • М-412-ГТП-15-20. Применение расценок при расчетах сметной стоимости выполнения подводно-технических работ при строительстве подводных переходов, устранении дефектов на обводненных участках линейной части и подводных переходах.
  • Приказ Минстроя России от 4 сентября 2019 г. № 521/пр. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы.
  • Приказ Минстроя России от 04.09.2019 № 519/пр. Об утверждении Методических рекомендаций по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы.
  • Приказ Минстроя России от 04.09.2019 N 507/пр. Об утверждении Методических рекомендаций по применению сметных норм.

Источник Бестраншейные технологии. – 2021. - № 2 (6)

Задать вопрос

Мы дорожим вашим мнением и учитываем все сообщения наших клиентов. После модерации обращения сотрудник компании ответит на него. Предельный срок ответа 7 календарных дней.