Экспертное мнение: современный рынок ГНБ (ННБ), динамика и вектор развития

Современный рынок ГНБ: динамика и вектор развития

В рамках ежегодной встречи руководства МАС ГНБ и ведущих специалистов департамента коммунального тоннелестроения компании Herrenknecht AG (Германия) прошла неформальная дискуссия о современном состоянии и перспективах развития мирового и российского рынков ГНБ. Учитывая профессиональный опыт участников и актуальность рассматриваемых вопросов, редакция «БТ» посчитала полезным познакомить своих читателей с её содержанием.

Участники дискуссии:

Михаил Люббергер, руководитель бизнес-направления «Pipeline» департамента коммунального тоннелестроения «HERRENKNECHT AG», г. Шванау, Германия

Алексей Бохан – руководитель продаж в странах СНГ и Балтии департамента коммунального тоннелестроения «HERRENKNECHT AG», г. Шванау, Германия

Александр Брейдбурд – президент МАС ГНБ, генеральный директор ООО «Нефтегазспецстрой», г. Казань

Роман Матвиенковице-президент МАС ГНБ, заместитель генерального директора «СУ-91», г. Москва

СПРАВКА

Михаэль Люббергер

Родился в г. Лар/Шварцвальд 16 ноября 1975 года.

Инженер в области машиностроения, 1988-2002, Оффенбург

Основная деятельность: Менеджмент, развитие бизнеса, продажи.

Занимаемые должности: глава подразделения трубопроводы (Head of Pipeline Division), Herrenknecht AG Herrenknecht AG Winner IPLOCA New Technologies Award 2009 for: Direct Pipe, Winner IPLOCA New Technologies Award 2013 for: Pipe Express, Runner up IPLOCA New Technologies Award 2015 for: New drilling tools increase performance of HDD и другие.

Женат, трое детей

Алексей Бохан

Родился в г. Санкт-Петербург, 2 апреля 1981 года.

Инженер-экономист, 2000-2005, Карлсруэ

Роман Матвиенко

Родился в городе Кинешма Ивановской области 24 октября 1975 года.

Инженер химик-исследователь, 1993-1999, Военный университет радиационной химической и биологической защиты, г. Москва.

Инженер промышленного и гражданского строительства.

С 2002 года занимается вопросами проектирования и организации производственной деятельности участков ГНБ.

Член координационного совета, руководитель Комитета «по проектированию».

Как вы оцениваете современное состояние мирового рынка ГНБ?

Михаэль Люббергер:

Это очень объемный вопрос, однозначный ответ на него невозможен. Рынок ГНБ – глобальный мировой рынок и его состояние неоднозначно в различных отраслях, выступающих заказчиками этих работ, на разных континентах и даже в разных странах.

Внутри него имеется ярко выраженная сегментация эксплуатируемых комплексов по действующему значению усилия прямой-обратной тяги установок ГНБ – мини, миди, макси и мега. Это во многом определяет диаметр и максимальную длину прокладываемых ими без внешних экскаваций грунта подземных коммуникаций. Как следствие, очень различны уровень востребованности наших работ в той или иной отрасли, конкуренция за получение заказа, стоимости работ и т. п.

По мнению специалистов компании Herrenknecht AG, которое разделяю и я, техника и технология ГНБ остаются чрезвычайно привлекательными, востребованными и эффективными во всех основных отраслях – заказчиках. Есть стабильная динамика увеличения объемов этих работ в последние два года во многих странах. Прежде всего, существенно выросли объемы строительства переходов электрических кабелей под преградами естественного и искусственного происхождения большой длины, реализуемые комплексами ГНБ классов макси и мега.

Другая точка роста – бум в телекоммуникационной отрасли в США, Германии и других страна Евросоюза по строительству оптоволокна. Эти работы загружают по всему миру сотни подрядчиков, эксплуатирующих комплексы ГНБ классов мини и миди.

Несмотря на некоторое снижение объемов ГНБ в нефтегазовой отрасли США, спрос на строительство подводных и других переходов из труб большого диаметра и большой длины остается по-прежнему стабильно высоким. Большой фронт работы для комплексов ГНБ практически всех классов сохраняется в Индии, Китае и большинстве стран Юго-Восточной Азии.

Оценивая состояние и перспективы развития мирового рынка ГНБ, следует учитывать растущую озабоченность общественности и пристальное внимание экологических служб ряда стран Северной Америки и Европы к авариям, грифонообразованию и другим негативным факторам производства работ по технологии ГНБ, приводящим к несанкционированному выходу бурового раствора на поверхность. Мы декларируем: бестраншейное строительство подземных коммуникаций по технологии ГНБ – это экологически чистые и безопасные для окружающей среды технологии. В обозримой перспективе нам нужно будет доказывать это на каждом объекте. Эти вопросы переходят из чисто имиджевой в экономическую плоскость. Подрядчики должны быть к этому готовы.

Завершая ответ на этот вопрос, хочу попросить российских коллег осветить современное состояние российского сегмента мирового рынка ГНБ.

Александр Брейдбурд:

Российский рынок ГНБ к концу 2019 года – началу 2020 года в основном преодолел последствия глубокого отраслевого кризиса 2015-2018 годов. Итоги работы в 2019 году следует признать весьма удовлетворительными по целому ряду основных базовых показателей нашей подотрасли строительного комплекса.

Несмотря на то, что многие компании, эксплуатирующие технику ГНБ, вынуждены были в период кризиса перепрофилироваться или вообще покинуть рынок, основные, базовые предприятия, сумели в эти сложные годы сохранить специалистов, технику и продолжить работу. Однако, парк эксплуатируемых комплексов ГНБ в этот период фактически не обновлялся. Это привело к его драматическому старению.

Очевидно, что в обозримой перспективе приобретение новых современных комплексов ГНБ ведущих мировых производителей является первоочередной задачей российских подрядчиков – профессиональных участников рынка ГНБ.

Оперативное решение этой задачи еще более актуально в связи с наличием существенного объема работ в нефтегазовой отрасли в условиях повышенных требований заказчиков к оборудованию ГНБ, осуществляющему работы на уникальных, технически сложных и особо опасных объектах.

Рынок заказов 2020 года в России представляется нам достаточно диверсифицированным в разрезе и других основных отраслей заказчиков наших работ. Мы видим существенный фронт работ по программе газификации регионов России, в отрасли ЖКХ, в целом ряде национальных проектов.

Проектирование и производство работ по технологии ГНБ осуществляется на основе апробированных и хорошо зарекомендовавших себя на практике специализированных нормативно-технических документов федерального уровня: СП 341.1325800.2017 «Подземные инженерные коммуникации. Прокладка горизонтальным направленным бурением», СТО НОСТРОЙ 2.27.17 – 2011 «Освоение подземного пространства. Прокладка подземных инженерных коммуникаций методом горизонтального направленного бурения». В последние годы появился и целый ряд разработанных на высоком научно-техническом уровне практически актуальных отраслевых регламентов ПАО «Газпром» и ПАО «Транснефть» по различным аспектам проектирования, ценообразования и производства работ по технологии ГНБ.

Одним из основных негативных факторов российского рынка ГНБ в течение последних лет был демпинг цен на производство работ. Очень надеемся, что разработанные и внедренные Приказом Минстроя РФ (Приказ №886/пр от 15.062017 года) федеральные расценки (29 государственных сметных нормативов на устройство закрытых подземных переходов методом ГНБ с поэтапным расширением скважины для стальных и полиэтиленовых труб диаметром от 100 до 1200 мм в грунтах 1-3 группы установками ГНБ с тяговым усилием от 20 до 250 тонн), позволят качественно изменить ситуацию в этих чрезвычайно важных вопросах.

Роман Матвиенко:

С моей точки зрения, важнейшей доминантой мирового и российского рынков ГНБ следует считать происходящее в последние годы появление и активное внедрение в практику работы подрядных организаций, осуществляющих бестраншейное строительство подземных коммуникаций различного назначения по технологии ГНБ, новых техники, оборудования и технологий. Это обеспечивает динамичное развитие не только техники ГНБ, но и целого ряда смежных технологий.

Зачастую это уже не классическое ГНБ в чистом виде, а некая квинтэссенция коррелированных с ГНБ технологий. И самое важное то, что большинство этих идей уже прошли этапы теории, опытно-конструкторских разработок и экспериментального внедрения. Они уже внедрены в практику современного подземного строительства, в том числе и в России. В качестве примера, подтверждающего мои слова, можно привести технологию и реализующее её оборудование Direct Pipe – одну из последних пионерных разработок компании Herrenknecht AG.

Другой, не менее яркий и масштабный проект – адаптация реечных комплексов ГНБ классов макси и мега к бурению горизонтальных скважин для добычи сверхвязкой нефти. Внедрение в практику этой техники произошло благодаря большой совместной работе инженерно-технических специалистов нефтяной промышленности, производителей комплексов ГНБ классов макси и мега и крупнейших российских подрядчиков ГНБ. Усилиями специалистов из России, Германии и США в кратчайшие сроки удалось создать специализированные буровые комплексы для этих целей, обучить специалистов и внедрить эту технику в практику добычи сверхвязкой нефти.

Ведущие компании – производители комплексов ГНБ продолжают постоянную работу по унификации выпускаемой продукции и её модернизации.

Все это позволяет сделать обоснованный вывод: техника и технология ГНБ не стоят на месте, они постоянно совершенствуются, находятся в динамике и в развитии. Однако, к нашему глубокому сожалению, в российском сегменте производства работ по технологии ГНБ имеется очень много вопросов и нерешенных проблем.

Падение объемов работ остановилось на рубеже 2018-2019 годов и в настоящее время находится в фазе определенной стабилизации. Появились перспективные точки роста. Об этом говорил ранее Александр Брейдбурд. Хочу лишь добавить, что мы очень надеемся и верим, что эти точки роста в обозримой перспективе дадут положительный эффект, и предприятия-подрядчики ГНБ сначала отыграют потери кризисных лет, а затем продолжат поступательное движение вперед.

Очевидно, что одного желания для достижения этих целей явно недостаточно. Это будет возможно только в результате освоения новой техники, внедрения в практику работы самых последних технологических разработок, выполнения объектов повышенной сложности, строительства переходов из труб больших длин и диаметров в сложных и экстремальных горно-геологических и природно-климатических условиях.

Есть подрядчики, есть заказчики, которые это прекрасно понимают и дают возможность эффективно работать. Нужно этими возможностями умело пользоваться. Нужно видеть перспективу этого развития… Ну, а тем компаниям, которые уже в этой теме, можно пожелать только дальнейшего развития и успехов.

В чем основные фундаментальные отличия современного рынка ГНБ относительно предыдущих лет?

Михаэль Люббергер:

Как я уже говорил, ГНБ – это хоть и важная, но только часть большого комплекса бестраншейных технологий, и за ними, определённо, будущее. Бестраншейные технологии вроде ГНБ всё более востребованы. Это мы наблюдаем повсюду в мире – всё меньше открытых траншей, все меньше подземных коммуникаций строится по традиционным технологиям с внешними экскавациями грунта.

Роман Матвиенко:

В последнее время в России также наметились положительные тенденции. Это я ответственно могу утверждать, как человек, который находится внутри этого процесса. Самый основной тренд, который ощущается и который характеризует современный рынок подземного трубопроводного строительства – рост числа объектов, объективно требующих реализации именно по бестраншейной прокладке. Львиную долю этого рынка, естественно, занимают проекты ГНБ.

Хочу обратить внимание на парадокс современного российского рынка ГНБ. Он заключается в том, что количество таких объектов, особенно нестандартных – в сложных геологических или климатических условиях, в условиях плотной городской застройки, насыщенной большим количеством пересекаемых подземных коммуникаций, существенно превышает реальное число квалифицированных исполнителей, способных профессионально выполнить данную работу. По нашему мнению, эта ситуация должна в обозримой перспективе трансформироваться и восстановить устойчивую динамику развития российского рынка ГНБ, позволив за счет обновления парка техники ГНБ, появления новых предприятий-подрядчиков продолжить полноценно работать и развивать нашу технологию.

Александр Брейдбурд:

Господин Бохан, вы много лет занимаетесь поставками техники для бестраншейного строительства подземных коммуникаций различного назначения производства компании Herrenknecht AG на рынки России и стран бывшего СССР. Каково ваше мнение по обсуждаемому вопросу?

Алексей Бохан:

Это факт известный – последние несколько лет мы не поставляли новых установок ГНБ в Россию. Поэтому современное состояние российского рынка комплексов ГНБ класса макси и мега можно охарактеризовать коротко – хуже уже быть не может. Само техническое состояние установок, которые были поставлены 10-15 лет назад, эксплуатировались в очень разных условиях, переходили из рук в руки в виде аренды, либо просто неоднократно меняли владельца, приводит к тому, что потребность в современных, высокопроизводительных технически исправных установках ГНБ объективно сформировалась и с течением времени будет только расти. Поэтому мы надеемся, что здесь в России эту потребность мы сможем восполнить не в этом, так в следующем году.

Продукция нашей компании во многом является системообразующей для российского рынка ГНБ в сегменте установок классов макси и мега и, несомненно, оказывает существенное влияние на качество и безопасность бестраншейного строительства особо ответственных, технически и технологически сложных и уникальных переходов трубопроводов больших длин и диаметров, прежде всего, для заказчиков из нефтегазового сектора.

Все это объективно свидетельствует о реальной необходимости российского рынка ГНБ на безальтернативной основе в кратчайшие сроки осуществить кардинальную реновацию эксплуатируемого парка комплексов ГНБ классов макси и мега – приобрести и ввести в эксплуатацию новые, высокопроизводительные комплексы. Мы уверены, что в России в этом и последующих годах наша компания сможет успешно решить эту задачу.

Александр Брейдбурд:

То есть вы и компания Herrenknecht AG не теряете оптимизма относительно российского рынка ГНБ и ваших многолетних российских коллег и партнеров?

Алексей Бохан:

Конечно, иначе мы бы не приезжали сюда ради той большой работы, которую специалисты компании Herrenknecht AG и нашего дилера – ООО «Спецстройресурс»/ГК «Юнирус» осуществляют в России.

Александр Брейдбурд:

Российские заказчики и подрядчики ГНБ разделяют ваш обоснованный оптимизм.

Как глобальный рынок ГНБ изменился в последние годы с точки зрения компании Herrenknecht AG – одного из лидеров мирового рынка производителей техники для бестраншейного строительства?

Михаэль Люббергер:

В последние годы подрядчики ГНБ получили в своё распоряжение ряд новых конкурентных технологий. Это реальный отклик производителей оборудования для бестраншейного строительства на требования времени. Все большее количество объектов дислоцируются на территориях со сложными геологическими условиями, производство работ все более жестко регламентируется рядом действующих экологических, технических, технологических и логистических ограничений. Возможности же технологии ГНБ хотя и весьма велики, но не безграничны и имеют ряд хорошо известных специалистам отрасли ограничений.

Эти новые технологии и оборудование и должны осуществить дальнейшую универсализацию бестраншейных технологий в условиях, когда применение технологии ГНБ неоправданно рискованно, ограничено объективно, либо попросту невозможно. Наиболее рельефной иллюстрацией этого является широкое внедрение в мире и России оборудования, реализующего технологию Direct Pipe.

Следует сказать, что ведущие производители комплексов ГНБ не стоят на месте. Из последних новшеств хочу назвать ряд разработок, направленных на повышение качества бестраншейного строительства – устройства для измерения давления в скважине, модернизация электронного оборудования, совместимого с современными навигационными системами, разработка установок ГНБ с электрическим приводом и ряд других.

Алексей Бохан:

Да, современный рынок подземного строительства весьма динамично изменяется. Как сказал Михаэль Люббергер, есть технологии, которые не соперничают, но могут быть альтернативными для ГНБ. В мире, в России в настоящее время их тоже признали и рассматривают в качестве альтернативных. Но и сама техника ГНБ меняется. В Европу и в западный мир мы в последнее время очень часто поставляем установки ГНБ с электрическим двигателем, чтобы соответствовать жестким регламентам этих стран по выхлопным газам. То есть, в наши дни устанавливать сразу дизельный двигатель на установку ГНБ нелогично, потому что у каждой страны, в каждом регионе действуют свои экологические ограничения и нормы по выхлопам. Рынок меняется, и мы, как производители техники, адаптируемся к этим изменениям.

Каковы наиболее перспективные отрасли – заказчики работ ГНБ?

Михаэль Люббергер:

Нам, как одному из ведущих мировых производителей комплексов ГНБ классов макси и мега, понятен и близок интерес подрядчиков ГНБ к прокладке стальных труб больших длин и диаметров. Известно, что в подавляющем большинстве эти работы осуществляются в интересах компаний нефтегазового сектора. Хотя, как я уже говорил, сегодня во всем мире эти работы приобретают все большую актуальность для компаний из отрасли электроэнергетики и целого ряда других заказчиков.

В тоже время, с помощью ГНБ можно протягивать не только стальные трубы. Подрядчики ГНБ должны находить применение нашей технологии везде, где она может эффективно использоваться. Например, защитные футляры для высоковольтных кабелей, защитные трубы для гидроэлектростанций. Мы может протягивать оптоволокно, водопроводы и т.д. Поэтому нам не нужно слишком зацикливаться на транспорте нефти и газа, мы должны активно внедрять технику и технологию ГНБ в другие сферы.

ГНБ – многофункциональная, экологичная, высокоэффективная технология бестраншейного строительства подземных коммуникаций широкого спектра назначения. С помощью ГНБ мы можете делать, если не всё, то очень многое.

Александр Брейдбурд:

В развитие слов Михаэля Люббергера хотелось бы кратко охарактеризовать ситуацию на российском рынке ГНБ. По данным многолетних аналитических исследований, ежегодно проводимых специалистами МАС ГНБ, отраслевая его конфигурация четко структурирована и в последние 5-6 лет с небольшими вариациями выглядит следующим образом:

  • Наибольший объем бестраншейного строительства подземных коммуникаций осуществляется подрядчиками ГНБ в интересах предприятий промышленного и гражданского строительства и ЖКХ. Их доля составляет 46% от общего объема СМР, выполняемых ежегодно по технологии ГНБ;
  • 19% работ производятся в интересах заказчиков из нефтегазовой отрасли;
  • по 14% занимают заказы компаний электроэнергетики и телекоммуникационной отрасли;
  • в интересах промышленных предприятий выполняется 6% ежегодного объема работ по технологии ГНБ%;
  • 1% составили нестандартные применения технологии ГНБ.

Такая структура заказов российского рынка ГНБ во многом обусловлена сложившимся распределением парка эксплуатируемых комплексов ГНБ по значению усилия прямой-обратной тяги: комплексы на базе установок ГНБ класса мини составляют 56% от общего числа находящихся в эксплуатации, миди – 28%, а макси и мега всего лишь 16%. При этом комплексами ГНБ класса мини ежегодно выполняется только 36% от общего объема СМР по технологии ГНБ, миди – 50%, а макси и мега – 14%.

Сравнение отраслевой структуры заказчиков российского рынка ГНБ с аналогичными рынками западных стран свидетельствует о большом потенциале его роста, прежде всего, в области нефтегазового строительства (порядка 50-60% от сегодняшних объемов) и связи и телекоммуникаций (порядка 35-40%) за счет оптимизации объемов в сегментах строительство и ЖКХ.

Решение этих вопросов, естественно, требует модернизации и кардинального «омоложения» парка комплексов ГНБ, эксплуатируемого российскими подрядчиками.

На какие инновационные разработки производителей техники для бестраншейного строительства следует обратить внимание строительным компаниям сегодня и в обозримом будущем?

Михаэль Люббергер:

Инновации необходимы, чтобы делать стандартные применения ГНБ и других бестраншейных технологий проще и эффективно внедрять новые технологии и технические решения в практику подземного строительства. Чаще всего мы ищем способы снизить расходы на производство работ, чтобы быть дешевле и конкурентоспособнее. Но самое главное – это минимизировать риски эксплуатации технологий бестраншейного строительства, за счет внедрения новых изобретений и разработок. В наше время риски всё более связаны с экологией. В этом направлении необходимо очень серьезно работать предприятиям – производителям техники ГНБ.

Эти вопросы приобретают еще большую актуальность из-за обеспокоенности общественности. Общество, особенно в странах Западной Европы и США, всё больше внимания уделяет объектам строительства, люди смотрят, выполняется ли проект в строгом соответствии с действующими ограничениями и нормами. Поэтому одной из главных целей разработок компании Herrenknecht AG, например, Direct Pipe или Direct Pipe малого диаметра – является снижение негативного влияния техники и технологии бестраншейного формирования современной подземной инфраструктуры на окружающую среду. Помимо этого, новые инновационные технологии за счет применения современных и эффективных узлов и агрегатов позволяют производить более скоростную и производительную технику, что, в свою очередь, позволяет, предприятиям-подрядчикам существенно повысить производительность труда и в конечном счете значительно снизить себестоимость строительства.

Алексей Бохан:

Хочу дополнить, что специалисты нашей компании продолжают работать по продвижению на рынок оборудования, реализующего технологию Pipe Express, которая, может быть, казалась излишне инновационной пять лет назад, когда мы делали первые шаги в этом направлении. Но сейчас, надеемся, рынок готов к этому, и она найдет свое практическое применение в ближайшем будущем.

Михаэль Люббергер:

Будущее определённо за электрификацией всего нашего оборудования. Это не только буровая установка, которая будет частично электрифицирована, это также на 100% электрифицированное вспомогательное оборудование. Это мощная современная мировая тенденция. Я не рассматриваю это как инновацию – сделать что-то электрическим или оставить дизельным. Это не та инновация, которая кардинально меняет технологию и реально влияет на эффективность работы подрядчика ГНБ.

Гораздо большая инновационная компонента содержится в плоскости технологии: сделать процессы более безопасными, чтобы они меньше влияли на окружающую среду. Поэтому мы работаем над совершенствованием бурового инструмента, над средствами контроля давления бурового раствора в скважине, над системами умных обсадных труб – важной компоненты в системе мероприятий, направленных на предотвращение выхода буровых жидкостей на поверхность. В этом направлении нам нужно двигаться, нужно измерять давления в скважине, следить за ним, в целом создавать лучшую технологию, собирать больше данных, чтобы принимать правильные, обоснованные решения, где остановиться, какие предпринять меры для эффективного продолжения работ. Поэтому я не жду отдельных больших инноваций в области бурового оборудования. Скорее всего, они должны касаться технологии ГНБ в целом, обеспечивая ее дальнейшее поступательное развитие и соответствие вызовам и требованиям времени.

Александр Брейдбурд:

Михаэль, а как вы оцениваете перспективы цифровизации производства работ по технологии ГНБ, его дальнейшую автоматизацию за счет внедрения новых электронных устройств и систем?

Михаэль Люббергер:

В обозримой перспективе мы можем ожидать массового внедрения систем контроля и управления установками ГНБ из офиса компании-подрядчика, электронных систем, обеспечивающих одновременное управление несколькими установками ГНБ удаленно.

Ведутся работы по разработке автопилота для автоматизированной установки, управляемой на расстоянии.

Роман Матвиенко:

Господин Люббергер, можно попросить вас более детально рассказать о «умных» обсадных трубах? Что это значит? Никогда о таких не слышал.

Михаэль Люббергер:

Когда вы начинаете бурение пилотной скважины, сначала вы можете инсталлировать обсадную трубу. А затем вы бурите внутри этой трубы. Потом можно делать несколько шагов такой обсадкой на несколько пролётов.

Роман Матвиенко:

Под несколькими шагами вы понимаете диаметр? Например, более крупный.

Михаэль Люббергер:

Да, сначала у нас может быть обсадка, например, на 80 дюймов, очень большая, на тридцать метров длины. Затем мы прокладываем обсадку на 60 дюймов, и так движемся по траектории бурения все дальше и дальше.

Это весьма эффективно работает для защиты строящейся скважины, скажем от слоёв гравия или песка, и решает еще целый ряд известных проблем строительства переходов трубопроводов по технологии ГНБ.

Роман Матвиенко:

Но это временная обсадка?

Михаэль Люббергер:

Да, временная.

Роман Матвиенко:

Что же особенного в этих обсадных трубах? Многие российские подрядчики ГНБ имеют многолетний положительный практический опыт их применения.

Михаэль Люббергер:

Обычная обсадка выполняется на сварке и это занимает очень много времени. Скорее всего, вы столкнетесь с существенными трудностями при сварке обсадной трубы больших диаметра и длины в полевых условиях. При этом вы не можете быть уверены, что сможете повторно ее использовать. Поэтому «умные» соединения обсадных труб специально для ГНБ – это то, что просто необходимо современному профессиональному подрядчику ГНБ. Соединения, рассчитанные на высокий крутящий момент, когда можно прикладывать большое вращательное усилие, высокую силу продавливания и протяжки.

Роман Матвиенко:

Таким образом, это многоразовые обсадные трубы, которые можно извлечь из скважины перед протяжной рабочей трубы.

Михаэль Люббергер:

Именно. Вы используете обсадку как направляющую трубу в каждом проекте ГНБ. Хочу обратить внимание на то, что вы не можете для этих целей использовать обсадную трубу, используемую в нефтедобыче, потому что она приспособлена для вертикального бурения, где не используют слишком высокий крутящий момент. Они оставляют обсадку в скважине и позднее цементируют её. Для ГНБ же нужна многоразовая обсадка, когда вы бурите через обсадную трубу, вытягиваете её, разбираете, затем вновь используете на других объектах.

Роман Матвиенко:

В таком случае, для ГНБ нам нужна установка с большим зажимным устройством.

Михаэль Люббергер:

Или соединение, не требующее вращения.

Роман Матвиенко:

Незамкнутое зажимное устройство?

Михаэль Люббергер:

Да. Открытые тиски. Европейцы уже работают над таким решением с обсадкой. В то же время канадцы, например, компания Direct Horizontal, уже выполняют по такой схеме практически каждый проект. Это очень помогает подрядчику ГНБ снизить вероятность нарушения целостности скважины в процессе производства работ, а именно это убивает индустрию ГНБ, например, в Северной Америке.

Роман Матвиенко:

Из-за выхода бентонита на дневную поверхность?

Михаэль Люббергер:

Да, из-за разливов бурового раствора при бестраншейном строительстве подземных коммуникаций и неминуемо следующих за этим экологических санкций. Не говоря уже о возникающих технологических проблемах, существенно снижающих вероятность успешной реализации проекта.

Каковы перспективы в сегменте бывшей в эксплуатации техники ГНБ?

Михаэль Люббергер:

В Европе бывшее в эксплуатации оборудование ГНБ – небольшой рынок. Большинство заказчиков, подрядчиков и клиентов интересуются оборудованием, реализующим самые последние и передовые технологии бестраншейного подземного строительства. Во многом это обусловлено необходимостью неукоснительного исполнения жестких законодательных требований: в первую очередь обеспечения нормативных значений уровня выбросов от работающих двигателей, вопросов безопасности производства и охраны труда. Европейские подрядчики вынуждены использовать новое оборудование, из-за чего рынок бывших в эксплуатации комплексов ГНБ более свойственен Востоку. Там большой рынок, особенно в Индии, где сохраняется устойчивый спрос на бывшее в эксплуатации оборудование хорошего качества.

Также, на мой взгляд, следует обратить внимание на Латинскую Америку и Азию, возможно, на Россию, но здесь вам лучше знать. В целом Азия – это тот рынок, где есть спрос и где можно продавать бывшее в эксплуатации оборудование ГНБ.

Компания Herrenknecht AG при поставке бывшего в эксплуатации оборудования осуществляет его полную предпродажную подготовку, включая комплексное тестирование, сервисное обслуживание, необходимый ремонт и предоставляет покупателю гарантию на 6 месяцев. Это выгодно отличает нас от многих других компаний, которые просто торгуют подобным оборудованием без гарантии.

Александр Брейдбурд:

Российские подрядчики ГНБ в последние годы весьма осторожно относились к приобретению и эксплуатации комплексов ГНБ ранее бывших в эксплуатации. В 2017 году лишь 2% предприятий, принявших участие в ежегодном аналитическом исследовании российского рынка ГНБ, проводимом МАС ГНБ, пополнили свой парк комплексов ГНБ ранее бывшей в эксплуатации техникой. В 2018 году их было 6%, а в 2019 году – 7%.

При этом большинство предприятий, эксплуатирующих технику ГНБ, имеют в своем составе высококвалифицированных механиков и операторов ГНБ с большим практическим опытом эксплуатации, ремонта и технического обслуживания этой техники. Поэтому с высокой степенью вероятности в обозримой перспективе можно ожидать ренессанс этого сегмента рынка ГНБ в России.

Это предположение обоснованно, прежде всего тем, что, во-первых, в период бурного роста российского рынка ГНБ бывшая в эксплуатации техника ведущих мировых производителей обеспечила требуемую динамику его роста, а во-вторых, «возрастной» состав эксплуатируемых российскими подрядчиками установок ГНБ не выдерживает никакой критики: 63% из них произведены заводами изготовителями более 10 лет тому назад, а еще 30% – в интервале от 5 до 10 лет тому назад. Лишь 2% парка выпущено менее чем за 2 года до даты нашей беседы.

С таким парком техники невозможно соответствовать ни экологическим ограничениям, ни нормам и правилам охраны труда и техники безопасности при производстве работ, ни современным требованиям большинства предприятий-заказчиков.

На современном этапе бестраншейное строительство по технологии ГНБ в России осуществляется в условиях жесткой ценовой конкуренции за получение заказа на производство работ. Это, в свою очередь, требует минимизации прямых производственных затрат на реализацию проекта, которая фактически напрямую зависит от качества, безаварийности, сроков производства работ и высокой производительности труда производственного персонала. Реализация этого на технике ГНБ в возрасте 10 и более лет отсылает нас в область ненаучной фантастики.

Таким образом, альтернативы незамедлительному омоложению парка эксплуатируемой на российском рынке техники ГНБ не существует. В условиях, действующих в настоящее время и в обозримой перспективе финансово-экономических ограничений, приобретение более новой техники ГНБ, ранее бывшей в эксплуатации (в идеале прошедшей реновацию и предпродажную подготовку на заводе-изготовителе или у квалифицированного дилера), на мой взгляд, является одним из эффективных путей решения этой сложной и актуальной задачи.

Матвиенко Роман:

Я согласен с мнением Михаэля Люббергера, что формирование устойчивого спроса на ранее эксплуатировавшееся оборудование сконцентрировано лишь на развивающихся рынках, которые готовы использовать несовременное оборудование, идти на компромиссы в вопросах экологичности и технологичности производства работ. В моем понимании развивающиеся рынки должны эволюционировать и рано или поздно прийти к росту потребности в новом оборудовании.

В современной России потребность в бывшем в эксплуатации оборудовании ГНБ, по моему мнению, прежде всего, обусловлена действием известных финансово-экономических ограничений и отсутствием устойчивых структурных долговременных взаимоотношений в цепочке проектировщик-заказчик-подрядчик ГНБ. Следствием этого является фактическое отсутствие возможностей у предприятий-подрядчиков ГНБ осуществлять обоснованное долгосрочное планирование своей финансово-хозяйственной деятельности, производить крупные финансовые заимствования и вложения. А ведь очевидно, что реализация таких капиталоёмких проектов, как приобретение новых современных комплексов ГНБ, возможна только при наличии перспективы ее эксплуатационной загруженности и понятных сроков окупаемости. При фактическом отсутствии такой перспективы сегодня многим из нас приходится в вопросах техники ГНБ заниматься тем, что в народе называется «перехватить у соседа», и в этом контексте уже не до того, насколько оборудование реализует современные технологии. Лишь бы работало и не ломалось, а там уж разберемся.

Михаэль Люббергер:

Считаю, больших изменений в ситуациях, когда работы осуществляются в мягких грунтах, не будет. Я могу представить комбинацию компоновки бурового инструмента с системой измерений для контроля параметров скважины ГНБ в процессе расширения. Это то, что встречается всё чаще и чаще: выполнение измерений по ходу бурения и определение пространственного положения скважины за счёт зонда, установленного сразу за породоразрущающим инструментом, или выполнение дополнительного измерительного прохода после завершения расширения.

Также можно констатировать происходящее в последние годы большое развитие в сфере производства инструмента для бурения в скальных породах. Применяемый здесь буровой инструмент стоит весьма дорого, и грамотный инженерный подход к его выбору может сэкономить подрядчику много денег, много времени, или в противном случае привести к существенной потере времени и денег. В Соединённых Штатах, в Канаде, а также в Европе происходит переход на поликристаллические алмазные резцы (РДС) взамен шарошечных долот со вставками карбида вольфрама (TCI), на фиксированные резцы, алмазы.

Для производства работ по технологии ГНБ в сложных геологических условиях это реальный путь существенного снижения сроков производства работ относительно использования существующих инструментов для расширения скважины. Эта технология уже в обозримой перспективе придёт в производство пилотных долот, а позже и расширителей большого диаметра для скважин.

Алексей Бохан:

А можем ли мы применить их на нашем полнопрофильном расширителе скважины?

Михаэль Люббергер:

Определённо да. Полнопрофильный расширитель скважины (FFHO) от Herrenknecht AG также может быть оснащён РДС-резцами, и это самый эффективный способ построить скважину за один проход в скальных породах.

Что вы думаете о перспективах внедрения гироскопических локационных систем в ГНБ?

Михаэль Люббергер:

Я уже наблюдаю рыночную долю более 50% за гироскопами в Европе. Сейчас на рынке уже три компании, которые поставляют такие системы. И работают они не только в Европе, но и в Северной Америке, в Австралии, в Азии. Практикой их эксплуатации доказано, что в большинстве случаев они значительно эффективнее, чем другие существующие навигационные системы. Особенно в новой разработке от Vector Magnetics, которая может сочетаться с ранее эксплуатируемой системой Para Track.

По моему мнению, комбинация гироскопического модуля с известной системой Para Track – это очень мощной инструмент. Вы можете использовать гироскоп, когда возникают сложности со стандартной электромагнитной навигационной системой. После прохождения участка с высоким уровнем внешних помех вы можете вновь использовать маяк и рамку на поверхности, чтобы сделать контрольные измерения. Это очень умная разработка.

Алексей Бохан:

Я согласен. Я также использовал гироскоп для микротоннелей. Сам по себе гироскоп может быть непредсказуемым, поэтому в таком случае нужна некая реперная точка.

Михаэль Люббергер:

Гироскопу свойственно естественное смещение. Чтобы его нивелировать, вам нужно выполнять промежуточные контрольные измерения для корректировки позиции, или вы должны быть уверены в том, что гироскопическая система настолько точна, что обязательно попадёт в цель. Я считаю, что гироскопические системы, представленные на современном рынке, уже довольно хороши для применения в ГНБ. Вы можете использовать их практически в любом проекте. За ними будущее! Конечно, при этом подрядчику ГНБ всегда нужна стандартная навигационная система, например, Para Track, так как в ситуациях, когда бестраншейное строительство перехода осуществляется при допустимом для ее функционирования уровне помех, ее эксплуатация полностью оправдана, в том числе и по финансовым соображениям. Другое дело, сложные пересечения под водными объектами, или там, где в земле много металла, или под железнодорожными путями – здесь эффективно использовать гироскопические системы, поскольку на них не действуют электромагнитные помехи.

Александр Брейдбурд:

Уважаемые коллеги! Благодарю вас за высокопрофессиональное и откровенное обсуждение актуальных вопросов современного состояния и перспектив развития рынка ГНБ. Полученная информация, несомненно, будет использована нами и нашими коллегами в дальнейшей работе.

ВРУБКА в подвале От редакции:

Уважаемые коллеги!

Ограниченные возможности журнальной публикации, во-первых, не позволили опубликовать ряд ответов на обсуждавшиеся в ходе этой неформальной дискуссии вопросы, а во-вторых, точка зрения ее участников, несомненно являясь авторитетным мнением общепризнанных специалистов отрасли, отнюдь не «истина в последней инстанции».

Мы приглашаем профессиональных участников российского рынка ГНБ – заказчиков работ, представителей проектных и строительных предприятий, производителей и поставщиков комплексов ГНБ, бурового оборудования, локационныхсистем и компонентов бурового раствора высказать свое мнение о современном состоянии рынка ГНБ, путях решения проблемных вопросов, динамике и перспективах развития. Мы открыты для сотрудничества и с благодарностью рассмотрим и по возможности опубликуем на страницах «БТ» ваши материалы по этим вопросам.


Источник Бестраншейные технологии. – 2020. - № 2 (4)

Задать вопрос

Мы дорожим вашим мнением и учитываем все сообщения наших клиентов. После модерации обращения сотрудник компании ответит на него. Предельный срок ответа 7 календарных дней.