Круглый стол: локационные системы ведущих производителей и современное оборудование для высокоточного определения координат проложенных трубопроводов

24-28 страницы

Рубрика: Круглый стол

«Локационные системы ведущих производителей и современное оборудование для высокоточного определения координат проложенных трубопроводов»

УЧАСТНИКИ:

Иван Валуйский, руководитель отдела продаж ООО «ГЛОБАЛ ТРЕЙД», г. Ростов-на-Дону

Елена Тареева, генеральный директор ООО «СЕНСЕ ГНБ», г. Ульяновск

Айдар Мирхалеев, директор ООО «АМ РУС», г. Казань

Константин Павлов, генеральный директор ООО «ПодземИнжКом», г. Санкт-Петербург

Александр Наговицын, генеральный директор «Наговицын Инжиниринг», г. Челябинск


Сергей Леонов, начальник отдела контрольной геодезической съемки и ведения сводного плана ГБУ «Мосгоргеотрест», г. Москва

Что вы думаете о сложившимся в стране рынке локационных систем, передатчиков систем позиционирования, систем определения координат проложенных коммуникаций?

Глобал Трейд:

– До 2015 года локации работали на одной-двух частотах. Сейчас на российском рынке появились многочастотные локации, ориентированные на точность и большие глубины. Это важные показатели, но не единственные. Например, локации DigiTrak фиксируют точки GPS в профиле бурения, который можно распечатать и приложить к отчетной документации по проколу. Системы DigiTrak следят за давлением раствора в скважине и в 3D-проекции подсказывают направление для выхода на определенную глубину через определенное расстояние. Частоты последних поколений локаторов – от 0.33 до 45кГц – позволяют бурить под армированными плитами и в зоне высоковольтных проводов.

СЕНСЕ ГНБ:

– По нашим оценкам, рынок РФ на 50% состоит из новых систем и на 50% из бывших в употреблении. Большая доля рынка новых систем локаций –75-80%, приходится на продукцию СЕНСЕ (Россия). Порядка 60% б/у рынка занимает продукция DCI (США). Новый игрок – Underground Magnetics (Китай) пока еще выходит на рынок, его доля не сформирована. Также появились системы от компании ЭРА. потребители ищут локации, способные преодолевать активные и пассивные помехи. Сочетание цена/эффективность не менее важно.

АМ–РУС:

– На рынке локационных систем в РФ востребованы недорогие и надежные системы. Поэтому б/у системы DigiTrak наиболее популярны. Отчасти из-за того, что из-за незнания всех возможностей современных систем локаций операторы – «консультанты» дают начинающим хозяевам бизнеса устаревшие рекомендации, ориентируясь на свой опыт 5-10 летней давности. Второй фактор, не позволяющий большинству компаний обновить локационные системы до нового уровня – курс рубля к иностранной валюте и расценки на производство работ методом ГНБ.

ПодземИнжКом:

– Рынок локационных систем в РФ представлен в основном зарубежными брендами: DigiTrak, Subsite 750, Underground Magnetics и другими. Российские системы локации – SNS и ЭРА. Все системы определяют глубину пилота в точке измерения и угол наклона, но не все имеют блок памяти выполненных измерений для экспорта данных в ПК – для построения исполнительного профиля непосредственно из локационной системы. Предлагаемые на рынке системы не определяют отклонения трассы бурения в горизонтальной плоскости. Этот показатель необходим для отображения на плане в исполнительной документации. Из систем определения координат проложенных коммуникаций имеется высокоточная гироскопическая система Reduct АВМ-90, которая показывает отличные результаты, но дорога для массового применения.

Наговицын Инжиниринг:

– Перечень применяемых в России локационных систем очень широк – сужу по статистике ремонта локационных систем, который проводит наше предприятие. Основное место – у систем DCI (США). Причем, присутствуют все типы, которые когда-либо производились - от MARK до FALCON. Широко представлены системы ECLIPSE и серии F (F2, F5). «Фалконы» еще не ремонтировали, но уверен, что будем - у них те же «болячки», что и в F2, F5. Из линейки DitchWitch/SubSite более распространены 750.752 Tracker. Появились, пока в незначительном количестве, локаторы серии TK. Локационные системы компании СЕНСЕ в основном представлены типами СНС200, СНС300, СНС300про. С более современными системами последнего поколения пока не сталкивался. Появившаяся на рынке система ЭРА2 – «перепев» локации F2 (или SE) первого поколения. Ощущение, что ее делали «новые китайцы» – настолько схемотехника повторяет F2 и SE, причем с ошибками. На Дальнем Востоке довольно много локационных систем компании Golden Land (GL). О их надежности сложно говорить, мы отремонтировали примерно десяток локаций (GL300, GL350, GL600).

Сравните уровень проникновения ведущих мировых разработок на рынок России с основными рынками ГНБ (США и Европа).

Глобал Трейд:

– За 3 года мы поставили на рынок России порядка 50 систем DigiTrak последнего поколения. В США и Китай их продают в десятки раз больше. Европейский рынок уступает. Это обусловлено экономическими проблемами и привычкой. Часто слышим от клиентов: «Зачем покупать новую систему локации, если для стандартных проколов достаточно пятнадцатилетней DigiTrak?» Но современные системы расширяют круг возможностей. Новыми технологиями интересуются преимущественно компании, бурящие на больших глубинах, в трудных, стесненных (в первую очередь городских) условиях. Для остальных новая система может ускорить процессы бурения, сдачи отчетности и точность позиционирования.

СЕНСЕ ГНБ:

– На данный момент основные рынки систем локаций – в Китае, Индии и странах Юго-Восточной Азии, где ежегодно продается более 3000 новых систем. А уровень проникновения новинок одинаков во всем мире. Ведущие компании представляют свои разработки на рынках всех стран. Так, Европа и США только начинают знакомиться с новейшими разработками от компаний СЕНСЕ и Underground Magnetics, которые выходят на эти рынки.

АМ–РУС:

– Сегодня на российском рынке представлены почти все основные мировые производители беспроводных локационных систем: DigiTrak, Underground Magnetics, частично Subsiste. Активно участвует в жизни ГНБ в России локальный производитель (пока что локальный, но активно ищущий пути на мировой рынок) – «СЕНСЕ-ГНБ». В плане инерциальных систем есть существенное отставание от европейского и американского рынков. Основная причина – слишком высокая цена.

Наговицын Инжиниринг:

– В Европе широко представлены линейки новых и новейших локационных систем под брендами RADIODETECTION и DITCHWITCH/SUBSITE. Имею в виду локации DrillTrack, iTrack, 8500TK, TKq, TK RECON. В России они занимают скромное место. Новейшие системы компании DCI (линейка F1 Falcon, F2 Falcon, F5 Falcon) начали проникновение в Россию, но, по сравнению с рынком США, умеренными темпами. Видимо, из-за высокой цены.

Какую роль играет цена вашей продукции или услуг, когда подрядчики принимают решение о покупке?

Глобал Трейд:

– Чем сложнее проект, тем точнее и надежнее требуется прибор. От этого напрямую зависит цена. Мы рекомендуем подбирать локацию по потребностям. Вы можете приобрести дешевую систему Falcon F1, если ее функционала достаточно для выполнения проекта. Но в больших проектах, учитывая риски в процессе управления бурением, вопрос цены наши клиенты ставят на второй план. Тем более, когда существуют trade-in, рассрочка, лизинг на покупку локационных систем.

СЕНСЕ ГНБ:

– Мы выпускаем полную линейку продукции – от простых систем до сложных, под все типы буровых машин, для выполнения работ любой сложности. Цены разные. Считаем, что на данный момент у наших систем лучшее на рынке сочетание цены и эффективности.

АМ–РУС:

Цена имеет важный, но не определяющий фактор при принятии решения. Больше внимания уделяют техническим возможностям, надежности системы, сервису, а потом – цене и удобству пользования.

Наговицын Инжиниринг:

– Цены определяются спросом. Но в условиях конкуренции важный фактор –предоставление расширенных гарантийных обязательств, дополнительных сервисных услуг. Если удалось завоевать доверие заказчика, значит, он обратится к тебе еще не раз, даже если цена будет чуть выше, чем у конкурента.

Расскажите о вашей структуре продаж. Как планируете ее развивать и модернизировать?

Глобал Трейд:

– Преимущества нашей компании: скорость обслуживания, сопровождения и индивидуальная комплектации локации под потребности клиента. Как официальный дилер, мы заказываем оборудование у завода-изготовителя напрямую, службой DHL-экспресс. Так обеспечиваем на нашем складе в Москве полный перечень локаций, зондов, аккумуляторов, батарей, антенн и прочих комплектующих. Ремонт и обслуживание проводим в авторизированном центре Digital Control Incorporated в Москве, а продажи – напрямую через отделы в Москве, Ростове-на-Дону и сеть партнеров.

СЕНСЕ ГНБ:

Продажа производимого оборудования осуществляется напрямую клиентам и через сеть компаний-дилеров. В следующем году сеть по России и миру будет состоять из компаний – партнеров и компаний – дилеров.

Наговицын Инжиниринг:

– Наша компания в основном занимается производством зондов для локационных систем ГНБ, ремонтом локационных систем и «чужих» зондов. Чтобы оперативно поставлять заказчикам оборудование, во многих городах России и за рубежом у нас есть склады с набором необходимых зондов. Планы производства строим исходя из пополнения складов. При появлении новых потребностей осваиваем производство новых типов зондов.

Какой уровень сервиса вы предлагаете? Даете ли гарантийные обязательства?

Глобал Трейд:

– У нас в наличии все, что нужно для локации DigiTrak – от составляющих частей до комплектующих, в том числе индивидуальных: фильтры телеметрии, усиленные антенны, аккумуляторы для любой системы и т.д. Если необходим сервис и ремонт, встречаем систему в Москве. Как правило, ремонт с гарантией официального сервиса DCI занимает от 2 часов до 2 дней. Скорость обусловлена принципиальной позицией DCI – мы не паяем запчасти, а выявляем неисправный участок и меняем целый модуль. На территории РФ

мы обеспечиваем гарантию завода в полном объеме. Для этого держим на складе запасные зонды, так как в новых системах они не подлежат ремонту.

СЕНСЕ ГНБ:

Компания СЕНСЕ предоставляет оперативный уровень сервиса – от онлайн поддержки до выезда специалистов. Гарантийные обязательства у нас следующие: годовая гарантия на все оборудование, в том числе зонды, постгарантийное обслуживание всех выпускавшихся систем, подменное оборудование, трейд-ин и апгрейды систем.

АМ–РУС:

Полный сервис с гарантийным, послегарантийным обслуживанием. Подменное оборудование.

ПодземИнжКом:

– Наша организация работает по технологии ГНБ уже более 19 лет. Для облегчения работы мы создали компьютерную программу Drill Site, которая сегодня востребована у других участников рынка. Мы реализуем ПО Drill Site, проводим консультации по работе с ним, обновляем, оказываем техническую поддержку.

Наговицын Инжиниринг:

Сейчас у нас полугодовая гарантия на любой зонд, но мы также предоставляем расширенную гарантию на год. В особых случаях производим гарантийный обмен и за пределами годового периода.

Есть ли у вас инженерная служба, которая может выехать и помочь подрядчику ГНБ при проблемах в прохождении сложных участков?

Глобал Трейд:

– У нас есть в распоряжении самые передовые локации для демонстрационных целей и аренды. Выезжаем на сложные объекты для сопровождения бурения – преимущественно в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и ЮФО. В отдельных случаях выезжаем на дальние расстояния. В Москве у компании DigiTrak есть представители завода, они поддерживают клиентов и словом, и делом. В особо трудных проектах возможно привлечение специалистов из США.

СЕНСЕ ГНБ:

Есть. Мы осуществляем сопровождение на объектах, проводим выездные демонстрации систем на объектах. У нас есть профессиональные «пилотчики», способные выполнять объекты любой сложности на любых системах.

АМ–РУС:

Такой сервис есть у большинства поставщиков локационных систем. У нас тоже.

Наговицын Инжиниринг:

– У нас хорошо отлажена система дистанционных консультаций. Есть отработанная методика существенного повышения точности позиционирования зонда под землей, мы делимся ей с заказчиками, в том числе и выезжаем на объекты.

Как вы в целом оцениваете качество сервиса по ремонту и обслуживанию локационных систем в РФ?

АМ–РУС:

Качество обслуживания – отличное, если клиент обращается в соответствующий фирменный сервисный центр, а не к инженерам-самоучкам. Современные локационные системы ремонтируются оперативно – заменой неисправного блока, без длительного поиска и перепайки дефектного радиоэлемента.

Наговицын Инжиниринг:

Не знаю, как построена служба сервиса у компаний-производителей локационных систем, но, если бы она была хорошей, не было бы обращений к нам. Мы не все умеем, не хватает запчастей, но на просьбы заказчиков откликаемся. По зондам собственного производства тщательно анализируем все отказы, и не обязательно только гарантийные случаи.

В чем основные проблемы при работе с беспроводными системами: пассивные или активные помехи, ёмкость батарей, большая глубина, дальность телеметрии, погрешность измерений?

СЕНСЕ ГНБ:

Перечисленные проблемы относятся к старым моделям систем всех производителей. Современные многочастотные системы решают практически все эти проблемы. Одни лучше, другие хуже. Сейчас основная проблема – недостаточная квалификация пользователей локациями. Не хватает знаний о возможностях локаций и умений применять их на практике.

АМ–РУС:

Сегодня основными проблемами вижу пассивные помехи и трудности с определением направлений. Все остальные вопросы почти решены. Зонд до 110 м позволяет забыть об активных помехах почти на любом ГНБ-проекте. Погрешность определения глубины можно компенсировать расчетным методом. Для этого есть специальная программа, которая считает заглубление в любой точке пилотной скважины относительно точки входа. Проблемы телеметрии в большинстве случаев решаются установкой усиленных выносных антенн. Вопрос с емкостью батарей для зондов также почти решен, зонд Echo60 позволяет работать до 150 часов на литиевых батарейках. При этом контролируется напряжение элементов питания в зонде и с литиевыми батарейками/аккумуляторам.

Наговицын Инжиниринг:

Самая главная проблема – недостаточный опыт у операторов локационных систем. С пассивными помехами мы худо-бедно научились справляться, используя авторскую патентованную методику, в том числе при проколах под бетонными площадками. Борьба с активными помехами – это использование оптимальных частот и систем с уникальным, не похожим на природные помехи, форматом сигнала. В первую очередь это системы MARK, GL, TK, 8500TK, Underground Magnetics (UM), FALCON. Используется либо частотная, либо фазовая манипуляция для передачи данных от зонда.

Насколько актуально применение инерциальных (немагнитных) систем навигации при бурении комплексами классов МАКСИ и МЕГА?

СЕНСЕ ГНБ:

Если говорить о системах на основе гироскопов, то их создание пока ограничено особенностями гироскопов. Электронные гироскопы имеют большую погрешность, прочие – массивные и нестойкие к любым механическим воздействиям.

АМ–РУС:

Считаю, актуально, особенно в городских условиях плотной застройки. Сдерживающий фактор в России – высокая стоимость покупки или аренды такого оборудования.

Наговицын Инжиниринг:

У инерциальных систем навигации два главных недостатка – габариты и накапливающаяся ошибка. Но они временные. Есть публикации об ошибке позиционирования в один метр при движении по сложному замкнутому маршруту длиной 200 метров для инерциального модуля размерами 20х20х10 мм. Существует, правда, еще проблема демпфирования ударных нагрузок при бурении.

Что вы думаете об использовании альтернативных кабелю способов передачи навигационных данных от зонда (по радиоканалу, по гидроканалу) при бурении комплексами классов МАКСИ и МЕГА?

СЕНСЕ ГНБ:

– Радиоканал очень ограничен по дистанции (когда зонд под землей), а гидроканал не может обеспечить стабильную связь от зонда. Но исследования в данном направлении ведутся.

АМ–РУС:

Underground Magnetics предлагает мощный зонд с передачей по радиоканалу глубиной до 110 м или до 120 часов работы от аккумуляторов. Это прекрасная альтернатива проводным системам для больших комплексов при переходах без водных преград.

Наговицын Инжиниринг:

Вопрос надо изучать, хотя предварительные наработки уже существуют. Мы могли бы этим заняться, но необходима старая буровая головка под зонд и несколько старых буровых штанг.

Оцените доступность и качество обучения и повышения квалификации операторов локационных систем в РФ.

СЕНСЕ ГНБ:

Мы регулярно обучаем работе с нашим системам, как на своей базе, так и на выезде. Бесплатно!

АМ–РУС:

Огромную работу по обучению специалистов ГНБ различного направления, в том числе и локационных систем проводит МАС ГНБ – это большой плюс.

ПодземИнжКом:

- Информация о специализированных курсах для операторов локационных систем, кроме учебных семинаров, регулярно проводимых МАС ГНБ, отсутствует. Качество проводимых курсов с каждым годом повышается – это радует. Думаю, что для доступности курсов надо создавать на базе МАС ГНБ филиалы в различных городах.

Наговицын Инжиниринг:

– Нет предела совершенству. Само существование курсов подготовки при МАС ГНБ довольно слабо рекламируется. Возможно, отпугивает цена. Может, есть резон рассмотреть лизинг не только на оборудование, но и на подготовку операторов?

Дайте оценку сегодняшнему рынку элементов питания для зондов.

Глобал Трейд:

– На отечественном рынке представлен широкий ассортимент элементов питания для зондов, преимущественно производства США, КНР и России. С этого года появились аккумуляторные батареи из Китая, но отзывов о них пока мало.

Выбор обширный, но высок риск приобрести некачественную батарею. В процессе бурения она может подвести: посреди прокола погаснет сигнал. Лучше не экспериментировать, а использовать проверенные годами батареи.

Статус самой надежной завоевала батарея SuperCell, США. Она разработана специально для бурения, выдерживает высокие температурные нагрузки, вибрации и выдает высокое напряжение почти до полного разряда. SuperCell у нас всегда в наличии.

СЕНСЕ ГНБ:

– Сейчас есть любые варианты элементов питания для зондов, и постоянно появляются новые технологические решения. Наша компания регулярно тестирует присутствующие на рынке элементы питания и рекомендует клиентам лучшие марки и типы.

АМ–РУС:

Рынок насыщен различными элементами питания, начиная от обычных алкалиновых батареек, продолжая известными литиевыми батарейками и заканчивая литиевыми аккумуляторами для зондов. Существует проблема контроля заряда литиевого элемента в зонде. Большинство систем не отслеживает остаточное напряжение литиевого элемента в зонде, за исключением Underground Magnetics (Mag 6 и 8) – разработчики реализовали специальный алгоритм контроля напряжения литиевых элементов питания зондов Echo 50, 60, 110.

Наговицын Инжиниринг:

Рынка специализированных элементов питания для зондов не существует. Иногда из США приходят зонды с незнакомыми батарейками (случайно оставили), но это не значит, что хорошо работающие элементы питания из одной партии будут так же хорошо работать в другой. Мы разработали уже второе поколение литиевых аккумуляторов для зондов (особенность – в электронике защиты). Первое поколение имело слабую конструкцию и могло замыкать при попадании бурового раствора в батарейный отсек. Емкость одного аккумулятора 5500 мАчасов (это лучше пары самых крутых батареек), примерно 1000 циклов заряда. Спрос есть, но пока не готово производство.

Прокомментируйте достоверность данных протокола бурения, смещение оси скважины после пилотного бурения, а также достоверность исполнительной документации (планово-высотные отметки) и методы контроля.

Мосгоргеотрест:

Существующая на сегодня проблема: исполнительная документация на проложенные бестраншейным методом трубопроводы зачастую отражает фактическое положение коммуникации с большой погрешностью. Это связано с тем, что при проведении внутреннего контроля, в соответствии с пп 11.4 СП «Подземные инженерные коммуникации. Прокладка горизонтальным направленным бурением», определение планово-высотного положения построенной трубы выполняется при помощи локационных систем, на показания которых оказывают влияния множество активных и пассивных помех. Исключить их в условиях мегаполиса, где насыщенность подземными коммуникациями и сооружениями огромна, просто невозможно. Кроме того, зачастую проколы делаются под режимными территориями, через водные преграды, автомагистрали, где непосредственную локацию над зондом осуществлять крайне затруднительно или вообще невозможно – и контроль не производится. А в таком крупном мегаполисе, как Москва, где приоритетным способом строительства инженерных сетей является технология ГНБ, и инженерно-топографический план, выдаваемый для проектирования, должен быть актуальным и достоверным, вышеуказанная проблема стоит особенно остро.

Отсюда вопросы. Как обязать строительную организацию контролировать построенный методом ГНБ трубопровод в полном объёме? Какие альтернативные методу локации способы контроля существуют в мире? Есть ли они на вооружении в российских компаниях? Как они себя зарекомендовали, и как скоро будет возможным их массовое использование?


Источник Бестраншейные технологии. – 2019. - № 2 (2)

Задать вопрос

Мы дорожим вашим мнением и учитываем все сообщения наших клиентов. После модерации обращения сотрудник компании ответит на него. Предельный срок ответа 7 календарных дней.